Можно ли дома ставить ёлку? Как относится к этому шариат?
Можно ли дома ставить ёлку? Как относится к этому шариат?
4 года назад 32562

1.Ассаламу алейкум! Будет ли грехом, если дома поставить елку? Опубликуйте пожалуйста, подробный ответ. Да будет вами доволен Аллах. Батырбек

2.Здравствуйтте! Подскажите, можно ли наряжать и ставить дома елку, не с целью праздновать Новый год, а для того, чтобы украсить дом? Как относится Ислам к этому? Шынар

Валейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!

В целом, такое почитание к елке  встречается в традициях многих древних народов. Например, в Древней Греции ель считалась священным деревом бога охоты Артемида, а народность «ханты» накануне нового года в честь елки приносили в жертву животное, удмурты же и вовсе поклонялись лесной красавице, зажигали свечи.

(Ханты — народность, преимущественно населяющая Ханты-Мансийский автономный округ в России. Удмурты –народность, проживающая в одноименном автономном округе РФ.).

Традиция наряжать елку берет начало в истории древнегерманского народа, свято веривших, что ель – это лесная королева. В новогодние праздники они шли в лес, выбирали елку, а после украшали ее кусочками разноцветной ткани, свечками. К тому же возле украшенной ели проводили религиозные обряды. Со временем елку начали приносить в дом, по обычаю наряжая ее уже дома.

С приходом христанства и распространением христианской религии среди немецкого народа, изменились и мотивы столь трепетного отношения к ели. Зеленое деревце стало атрибутом не только нового года, но и Рождества – религиозного христианского праздника. Постепенно ель утратив статус «лесной королевы» стала олицетворением древа жизни, находящееся в Эдеме- вечном раю описанное в Библии, на земле [1].

Кроме того,  в 17 веке появилась традиция подвешивать елку стволом кверху. В таком перевернутом виде елка представляла собой лестницу, идущую с неба. А яблоки и сладости, подвешенные на елке, были символом сладкой жизни в раю.[2].  

Почему почитали именно ель, а не другое дерево?

У древнегерманского народа существовала традиция праздновать ночь «йоль», выпадавшую на самую длинную ночь в году с 21 на 22 декабря. Местный народ в честь сезона Йонь делали торжество. В понимании древнегерманского народа, вечнозеленые растения олицетворяли собой «вечность», «жизнь»[3]. Неудивительно, что в качестве дерева почитания была выбрана ель.

На Руси начало традиции наряжать ель в 1819 году положил князь Николай Павлович, по просьбе супруги Шарлотты- уроженки Пруссии.

В 1915 году, царь Николай ІІ издал указ, запрещающий наряжать елки. Вскоре большевики, придя к власти проявили лоялность к традиции, осатвшейся с царских времен. Стоит отметить, что даже вождь пролетариата В.И.Ленин очень любил новогодние елки. Однако. После смерти Ленина, наряжать елку считалось преступным, и в 1926, 1929 годах коммунисты запретили наряжать елку, также как и праздник Рождества.

И только в 1935 году, с легкой руки второго секретаря Укаринского Центрального Комитета (ЦК) Павла Постышева, традиция украшать елку на новый год вернулась в обиход. Во время встречи со Сталиным в Москве, Постышев спросил у Сталина, почему бы не вернуть этот праздник детям. Грозный глава страны советов дал согласие. С тех пор миллионы мальчишек и девчонок наряжают ель, предвкушая скорый праздник, и ни одно мероприятие в канун нового года не проходит без этого символа - ели.  [4].

Естественно, что эта традиция пришла и прижилась и в нашей стране, бывшей в составе большое империи – Казахской ССР.

По шариату:

В целом Ислам не поощряет, когда мусульмане повторяют религиозные ритуалы, стремление подражать чужим религиозным традициям. Наш Пророк (с.г.с) говорил:

«Кто уподобляется какому-то народу, тот становится одним из них»[5].

И хотя первоначальное значение действия (наряжать елку) и философия забыты, а многие из нас воспринимают и относятся к елке лишь как к одному из обязательных символов нового года, в корне деяния лежит стремление поражать чуждым идеалам. Поэтому мусульманам живущим в соответствии в канонами Ислама, ставить дома елку нецелесообразно. 

При этом, не стоит воспринимать тех, кто все же решил украсить дом наряженной елкой, исключительно как грешников. Здесь необходимо помнить и придерживаться определения «ат-тадарудж», означающее, «постепенность». Со времен зарождения Ислама, некоторые запреты по религиозным соображениям проводились обоснованно и не спеша. К примеру, даже употребление алькоголя и рабовладение было искоренено постепенно.

Не стоит забывать об использовании принципа «постепенность», который является одним из основ "даавата", и что все деяния в Исламе оцениваются относительно намерения, с которым они были проведены. Вся Истина ведома лишь Аллаху!

[1] Рождественская елка, Е.В.Душечкина.
[2] http://foma.ru
[3] Рождественская елка, Е.В.Душечкина.
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/
[5] Абу Давуд, Либас – 3512.

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой