Шесть вопросов медицины в месяце Рамадан
Шесть вопросов медицины в месяце Рамадан
4 года назад 18574
Идут первые дни Священного месяца Рамазан. Этот месяц мы ждем целый год. Ведь это 29 дней, полные наград, тому кто уразумеет, тому кто будет выполнять приказ Всевышнего. Но жизнь порой вносит свои корорективы.  Так и в Рамазан может настигнуть болезнь, немудрено захворать так, что возникнет необходимость получения, проведения различных медицинских процедур. И тогда в сердце постящегося беспокоят вопросы, нарушит ли пост,если принимать уколы? Можно ли вырвать разболевшийся зуб и не прерывать пост? А если очень нужно закапать капли в нос или в глаза? Мы попытались ответить на наиболее актуальные вопросы медицинского толка.

 

Нарушается ли пост…

При  уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно»[1]. Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.орг.), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

… при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходмо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день[2].Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

…при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство (жидкость, вода), введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно[3] . 

…при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму»[4],[5]. 

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем»[6].   

Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу[7]. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения»[8]. В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

 «Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься)»[9].

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не  является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию[10].

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

Нарушает ли пост использование капель в нос,в глаза?   

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост[11].

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост[12].

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане»[13], предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.


[1] Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
[2] Ибн Абидин – 3/368 стр
[3] Хидая, Китабус саум – 1/317  
[4] лечении через кровопускание
[5] Бухари, Саум, 1837-хадис.
[6] Бухари, Саум, 1838 – хадис.
[7] Бакара, 286 аят.
[8] Бакара, 185 аят
[9] Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
[10] В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы,, Ислам Гылымхалы
[11] Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
[12] Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
[13] Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой