Почему приверженцы маликитского мазхаба совершают намаз с опущенными руками?
Почему приверженцы маликитского мазхаба совершают намаз с опущенными руками?
2 года назад 3900

Ассаламу алейкум! Почему приверженцы маликитского мазхаба совершают намаз  с опущенными руками? Газали Газали

Уаалейкум ассалам! Имеются три вида фетвы, которые вынес один из великих руководителей мусульман в вопросах религии после сподвижников имама Малика (р.а.) относительно сложения рук в намазе:  

1. Складывать руки во время совершения нафиль намазов разрешается, а при совершении обязательных молитв сложение рук – макрух, т.е. руки не складываются. Эту фетву приводит ученик Имам Малика ученый Абдуррахман ибн Касим (х.132-191 г/г.750-806 г.).

2. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мубах, разрешается. Эту фетву приводит еще один ученик Имам Малика ученый Ашхад ибн Абдулъазиз ал-Киси (Х.140-204 г.).

3. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мустахаб. Эту фетву приводит еще один ученик и племянник Имам Малика ученый Мутарриф ибн Абдулла (х.137-220г.) [1].

Однако, в Маликитском мазхабе более распространена первая фетва. И это фетва опирается на определенные доказательства. Судя по исследованиям специалистов, Имам Малик в этой фетве опирается на два доказательства:

Первое – хадисы Пророка. Судя по приведенным риваятам, однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами:

- Я научу вас намазу, который совершал Пророк.

Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили:

- Зачем? Уаллахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники.

- Конечно, это так – ответил Абу Хамид.

- В таком случае объясни! – сказали сподвижники.

Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом:

- Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне...

 Услышав это, сподвижники сказали:

- Ты прав, Пророк молился именно так[2].

В тщательно изложенном выше примере совершения намаза нет ни слова о «наложении одной руки на другую руку».

Если бы сложение рук было одной частью совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки». Но они, не сделав замечания, подтвердили словами: «Ты прав, Пророк молился именно так».

Ученые Маликитского мазхаба говорят, что это обстоятельство служит доказательством того,  что нет складывания рук в намазе.

Второе доказательство, на которое они опираются – это действия, совершаемые жителями Медины.

По правилам Имам Малика, действия, совершаемые сподвижниками Медины и учеными табиинами, жившими в Медине до рождения Имам Малика превосходят ахад хадисы. Потому что сподвижники Медины лучше осведомлены о сказанных словах и действиях, совершенных Пророком в последние годы жизни. В таком случае, если в каком-то вопросе сподвижники Медины и ученые табиины, являющиеся учениками ансаров, поступают наперекор ахад хадису, то это знак того, что они слышали или видели, как это совершал Пророк в последние годы жизни.

Наверное, поэтому, согласно сведениям, один из семи табиинов Медины Саъид ибн Мусаяб в намазе не складывал руки.

Однако в нескольких хадисах Пророка совершенно ясно говорится о том, что складывать руки при совершении намаза это сунна. И этой точкой зрения придерживаются ученые остальных трех мазхабов. Также есть немало ученых Маликитского мазхаба, которые брали в основу вышеуказанную вторую и третью фетвы, приведенные Имам Маликом.  Но у нее есть свои условия. Абдуррахман ал-Жазири в своем труде «ал-Фикху алял Мазахибил Арбагати» об этом говорит следующее:

 «По словам ученых Маликитского мазхаба, в намазе руки складываются на уровне ниже груди и выше пупка. Это не сунна, а мандуб. Но он должен складывать руки с целью выполнить сунну Пророка.  Только в таком случае это является мандуб (разрешенным) действием. А если он складывает руки с целью (из-за того, что руки онемели) опереться, то любая форма сложения рук считается макрух поступком... Это относительно обязательного намаза, а в нафиль (сунна) намазах (обязательство складывать руки) сложения рук не зависит от намерения или цели человека»[3].  

[1] Шихабуддин ал-Кирафи – аз-Зухайра: Китабус сала, бабус садис.
[2] Ибн Мажа - №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис.
[3] Абдуррахман ал-Жаузи, ал-Фикху аля мазахибил арбагати», 1- том, 227стр.