The National Interest (США): как Америке выиграть войну против России или Китая (в ход пойдут Ф-35 и не только)
The National Interest (США): как Америке выиграть войну против России или Китая (в ход пойдут Ф-35 и не только)
5 лет назад 1006 inosmi.ru © CC0 / Public Domain, Photo by Samuel King, Крис Осборн (Kris Osborn), Лара Селигман (Lara Seligman), Крис Миллер (Chris Miller)

Чтобы ответить на этот вопрос, американские вооруженные силы проводят самые современные военные игры. Их нередко рассматривают как современную версию «воздушно-наземной» стратегии времен холодной войны для противодействия советской угрозе на европейском континенте. По сценарию дружественные США «синие» войска противостоят, как водится, условному «красному» противнику.

Если бы высокоточная артиллерия наземного базирования, маневренные истребители ВВС и эсминцы ВМС могли бы во время боев высокой интенсивности беспрепятственно обмениваться засекреченными данными о целях в режиме реального времени, Пентагон вплотную приблизился бы к тому, чтобы воплотить на практике разрабатываемую концепцию ведения боевых действий одновременно на разных территориях и в разных сферах (далее — многодоменная война, многодоменные военные действия, — прим. редакции ИноСМИ).

Хотя такой обмен данными, разумеется, уже ведется, министерство обороны совершенствует и расширяет принципы совместной атаки, намереваясь выйти на качественно новый уровень операционной эффективности. Имеются в виду не только прежде не охваченные области вроде космоса, но и новый масштаб наземных, воздушных, надводных и подводных атак.

Командование перспективных вооружений США уже создало две многодоменных оперативных группы. Они предупреждают угрозы в Европе и в Тихоокеанском бассейне и нацелены на развитие взаимодействия между разнородными единицами в воздухе, на земля и на море. Глава командования перспективных вооружений генерал Джон Мюррей (John Murray) недавно заявил журналистам, что армия быстро приспосабливается к ведению многодоменных боевых действий в рамках подготовки к войне будущего. По словам Мюррея, преобразования ведутся на структурном и организационном уровне, а также в тактике, технике и процедуре действий.

Что, если гидроакустические системы подводного беспилотника обнаружат подводную лодку противника вблизи уязвимого побережья союзников — и немедленно передут данные о ее местоположении подводным лодкам и надводным судам, а те, в свою очередь, задействуют истребили для уничтожения подлодки с воздуха? Что, если эти узлы будут простираться на огромные расстояния за горизонт, образуя целую сеть интегрированных боевых систем? Возможно, в этом случае придется даже задействовать истребители быстрого реагирования, — если торпеды и другие вооружения окажутся вне зоны досягаемости, либо их использование будет невозможно по другим причинам. Или если противолодочная авиация не сработает из-за сложной боевой обстановки, которая потребует использования самолетов-невидимок.

Если это произойдет, у нас появятся силы, способные противостоять изощренным, хорошо вооруженным противникам на нескольких театрах одновременно. Если забежать еще дальше вперед, то данные об угрозах такого рода будут оперативно поступать командующим сухопутных сил, что позволит мобилизовать обороняющиеся войска и обнаружить огонь противника ближе к месту запуска при помощи радара наземного базирования. Замысел в том, чтобы максимально сократить время обработки сигнала, передавать данные между родами войск, обмениваться радиолокационными сигналами и проводить скоординированные атаки в воздухе, на суше и на море. Предположим, обнаруженная подводная лодка противника выполняет разведывательное задание перед запланированным десантом противника. Раннее обнаружение позволило бы сухопутным силам лучше подготовиться к отражению вторжения типа «воздух-море-земля» и задействовать сухопутные радары и ракеты-перехватчики наземного базирования для поражения ракет противника.

Объединенные в сеть домены

Подчеркивая важность такого рода динамики для совместной атаки, Мюррей сослался на недавние многодоменные кабинетные военные игры в Форт-Ливенворте, штат Канзас.

«Участвовало командование ВВС, трехзвездный адмирал ВМФ и двухзвездный генерал из Квантико (морская пехота)», — добавил Мюррей.

Как сообщают непосредственные участники, по сценарию дружественные «синие» войска противостояли условному «красному» противнику. Используются карты и разведывательные данные, учитывается специфика местности и географические факторы, а также сведения о том, какие страны вовлечены в боевые действия и в каком масштабе. События разворачиваются в прямом смысле этого слова на столе, для симуляции и анализа подключаются соседние компьютеры, а подчас приходится использовать даже пол спортзала.

Особое значение в военных играх имеет оценка боевых потерь. Например, что произойдет, если атака противника уничтожит большую часть имеющихся сил? Какие варианты есть у командующего?

Как сообщили армейскому журналу «Уорриор» (Warrior, «Воин») высокопоставленные военные чиновники, военные игры охватывают полный спектр культурных, экономических и географических факторов. Например, одни разворачиваются в Арктике, а другие — в пустыне. Учения на тихоокеанском театре вероятнее других помогут справиться с вызовами, связанными с обширными океанскими пространствами, и фактором, известным как «тирания расстояния». Европейские же игры, напротив, помогут исследовать межконтинентальную мобильность, изучить рельеф и отрепетировать как боевые действиям в горных районах, так и нападение на крупные скопления сухопутных войск.

Как отмечается в исследовании, подготовленном в Школе передовых военных исследований Командно-штабного училища Сухопутных войск США в Форт-Ливенворте, Канзас, проведение военных игр предполагают две теоретические модели для принятия решений. «Одна исходит из возможностей противника, другая — из его намерений», — говорится в исследовании, озаглавленном «Ведение штабных учений: приводит ли нынешний метод к оптимальным решениям?».

Многодоменный подход нередко рассматривается как современная версия «воздушно-сухопутной» стратегии времен холодной войны. Она предусматривала некий синтез воздушно-наземных боевых действий для противодействия советской угрозе на европейском континенте и ставила целью обеспечить сухопутным войскам, которым противостоят превосходящие силы Советской армии, прикрытие с воздуха. 

Предполагалось, что авиация будет использована в непосредственной близости от сухопутных войск для атаки на наступающие сухопутные части противника с целью ослабления линий снабжения или уничтожения укреплений, чтобы расчистить путь наступательным наземным операциям. Хотя эти цели, конечно, по-прежнему важны, современная междоменная доктрина исходит из того, что воздушные и наземные силы более рассредоточены и, следовательно, в некоторых отношениях гораздо опаснее. Сегодняшние сухопутные войска более уязвимы для ударов с воздуха и ракет дальнего радиуса действия, атак беспилотников и управляемого оружия, способного поражать цели с больших высот.

Учитывая все это, технический аспект многодоменности предполагает принципиальный сдвиг в сторону использования самих данных в качестве основного оружия в военных операциях. Тактическое использование данных для организации и ведения эффективных боевых действий включает в себя целый арсенал приемов, — таких как применение авиационных средств в качестве «узлов» более крупной боевой схемы «воздух-земля-море», применение оружия наземного базирования для атаки противовоздушной обороны противника, а также использование преимущества самолетов-разведчиков в высоте и дальности для точного определения местоположения сухопутных целей для наземных атак.

Конечно, сухопутные войска и ВВС давно проводят успешную интеграцию в боевых действиях, — включая воздушно-наземную координацию в Ираке и Афганистане. Спецназ США, специальная тактическая эскадрилья ВВС и стратегически расположенные диспетчеры тактической авиации давно сотрудничают в определении координат наземных целей для воздушных атак, — причем зачастую цели для истребителей «рисуются» при помощи сухопутных лазерных дальномеров.

Объясняя некоторые особенности роли ВВС в этой инициативе, генерал-лейтенант в отставке Дэвид Дептула (David Deptula), декан Института аэрокосмических исследований имени Митчелла, заявил, что рассредоточенная многодоменная сеть окажется для противника «крепким орешком».

Эту концепцию, где незаменимой соединительной тканью многодоменных боевых действий становится информация, Дептула развивает в программной работе Института Митчелла, «Развитие технологий и война XXI века: введение „Боевого облака"».

«„Боевое облако" переворачивает всю парадигму комбинированных боевых действий: во главу угла становятся не оперативные области, а информация. Эта концепция развивается эволюционно, и разрозненные сетевые платформы — в любой области — превращаются в некую „систему систем"», — отмечается в работе.

Например, ряд наземных вооружений, — например, управляемые многозарядные ракетные системы и артиллерия — достигают предела на расстоянии от 70 до 90 километров. Высокомобильные ракетно-артиллерийские системы оперативно-тактического назначения (HIMARS) имеют максимальную дальность до 300 километров. Это, впрочем, вовсе не означает, что цель на таком расстоянии может быть быстро идентифицирована.

Однако ряд истребителей, бомбардировщиков, беспилотников и самолетов наблюдения могут преодолевать без дозаправки расстояние до 500 морских миль (926 километров). При интеграции с наземными вооружениями это может значительно увеличить сферу потенциальных атак с воздуха и земли, а также разведывательных заданий. Задача, как объяснил Дептула, состоит в том, чтобы сформировать расширенную «самовосстанавливающуюся» военную сеть.

«Если противник уничтожил несколько самолетов, данные поступят остальным элементам сети», — сообщил Дептула в интервью «Уорриору» в начале года. В рамках этой структуры «боевое облако» может использовать рассредоточенные средства ВВС большой дальности в качестве «сенсорных узлов» в тандеме с наземным оружием.

Вооруженные силы ведут разработку дальнобойного оружия высокой точности, рассчитанного на поражение целей на расстоянии (LRPF) до 500 километров. Предполагается, что это наземное оружие поддержит данную концепцию и расширит диапазон поражения. Это пример того, как наземные вооружения смогут поражать цели на больших расстояниях с помощью «сетевых» воздушных платформ. В этой связи крупнейшие разработчики оружия называют LRPF приоритетной программой, которая ведется ускоренными темпами.

Значительно расширенная воздушно-наземная сеть, добавил Дептула, вполне могла бы иметь полномочия на уничтожение вооружений на больших расстояниях при помощи воздушных «узлов». Более рассредоточенная схема атаки, усиленная оружием и датчиками дальнего действия, поставит под угрозу цели ранее недоступные. Так, истребитель Ф-35, находясь в воздухе, сможет использовать свои беспилотные датчики, чтобы определить цель вне досягаемости ракет наземного базирования и предоставить координаты сухопутным соединениям. Более того, соответствующая настройка позволит Ф-35 оповещать наземные вооружения о цели или даже запускать их. Дептула назвал это примером синтеза ВВС и ВМС.

«Если Ф-35 обнаружит запуск ракеты противника по ракетному крейсеру, оснащенному системой „Иджис" (Aegis), он запустит в ответ ракету-перехватчик с этого самого крейсера, — пояснил он. — Сегодня эти возможности нам еще недоступны, но именно здесь надо сосредоточить наши общие усилия».

Из доклада Института имени Митчелла:

«… отдельные платформы сегодня переходят от устарелой „вертикальной" конструкции к некой взаимосвязанной структуре, „объединенной и сплоченной", — и в конечном итоге превращаются в высокоинтегрированное образование, основанное на совместном использовании обмена данными. Желательный результат будет все чаще достигаться путем взаимодействия нескольких систем, которые будут обмениваться данными и расширять возможности друг друга ради общей цели…»

Осборн в прошлом — высококвалифицированный эксперт Пентагона при заместителе военного министра, специалист по закупкам, логистике и технологиям. Вёл передачи на национальном телевидении и выступал приглашенным экспертом. Получил степень магистра в области сравнительного литературоведения в Колумбийском университете.

Foreign Policy (США): что означает прекращение действия ДРСМД для контроля над ядерными вооружениями?

США заявили о выходе из Договора о РСМД. Это стало сигналом о том, что наступает конец системы контроля над вооружениями, говорится в статье. Сторонники контроля над вооружениями предупреждают, что прекращение действия ДРСМД и СНВ-3 пошатнет основы контроля над вооружениями и может спровоцировать новую гонку ядерных вооружений.

Президент Дональд Трамп официально заявил о выходе США из многолетнего Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) между США с Россией, что стало сигналом о том, что наступает конец системы контроля над вооружениями, которая регламентировала процесс разработки и размещения ядерного оружия со времен холодной войны.

В связи с официальным выходом США из ДРСМД с Россией возникают новые важные вопросы о будущем контроля над ядерными вооружениями, в том числе и о судьбе другого крупного договора о контроле над вооружениями. Это вызывает ожесточенные споры среди вашингтонских политиков. Все стороны согласны с тем, что США должны предотвратить разрушительное использование ядерного оружия, но эксперты расходятся во мнениях о том, как радикально изменить систему контроля над вооружениями эпохи холодной войны, чтобы она больше соответствовала современному миру, в котором растет число стран и негосударственных субъектов, имеющих доступ к ядерным технологиям.

Сегодня, когда в мире насчитывается примерно 14 тысяч единиц ядерного оружия, дебаты о будущем контроля над вооружениями в буквальном смысле затрагивают судьбу человечества.

Что такое ДРСМД и почему его действие заканчивается?

ДРСМД является важнейшим договором о контроле над вооружениями, который был подписан в 1987 году между США и СССР и предусматривал ликвидацию целого класса развернутых ядерных вооружений в конце холодной войны. В соответствии с этим договором стороны обязались ликвидировать ракеты наземного базирования, имеющие дальность от 500 до 5500 километров, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем. Договор, подписанный президентом США Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым, позволил уничтожить 2692 ракеты малой и средней дальности, которые США и СССР в противном случае направили бы друг на друга.

В октябре 2018 года Трамп объявил, что США выйдут из ДРСМД, если Россия не предпримет шаги по его соблюдению. Решение Трампа поддержала НАТО.

США и их союзники по НАТО на протяжении многих лет обвиняли Россию в нарушении условий договора, заключавшемся в разработке и развертывании крылатой ракеты наземного базирования 9M729 «Новатор», дальность которой предположительно составляет от 500 до 5500 километров. В феврале администрация Трампа предупредила, что ко второму августу она выйдет из договора, если Россия не вернется к соблюдению договора. США заявляют, что Россия по-прежнему нарушает договор, хотя Россия эти обвинения отрицает.

Что будет дальше?

По словам специалистов по контролю над вооружениями, прекращение ДРСМД не означает, что ситуация сразу же изменится. «В краткосрочной перспективе, начиная с пятницы, никаких немедленных физических изменений не произойдет. США и Россия не собираются в субботу начинать развертывание сотен новых ракет», — сказал Томас Кантримен (Thomas Countryman), бывший высокопоставленный американский дипломат, который до ухода отставку в 2017 году занимался вопросами нераспространения.

На среднесрочную перспективу военное ведомство США пытается получить финансирование и разрешение начать разработку ракет средней дальности, которые в противном случае были бы запрещены в соответствии с ДРСМД. В марте представители Минобороны США заявили, что испытания одной такой крылатой ракеты могут начаться уже в этом месяце и она будет готова к развертыванию в течение 13 последующих месяцев.

Правильно ли поступают США, выходя из ДРСМД?

Это зависит от того, к кому обращаться с этим вопросом. Сторонники контроля над вооружениями говорят, что это решение повышает риск наращивания группировки ядерных и обычных ракет вдоль границы России с Восточной Европой, что может ослабить безопасность Европы. «Мы открываем возможность новой гонки вооружений, снимая ограничения, установленные в договоре», — сказала Бонни Дженкинс (Bonnie Jenkins), бывший координатор программ Госдепартамента по сокращению угроз и нынешний советник вашингтонской организации «Внешняя политика для Америки» (Foreign Policy for America).

«Когда завтра закончится действие [ДРСМД], мир останется без бесценного инструмента, препятствующего ядерной войне. Это, вероятно, повысит, а не снизит угрозу, создаваемую баллистическими ракетами», — сказал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (António Guterres) в своем публичном заявлении в четверг.

Но другие эксперты и чиновники администрации говорят, что нет смысла соблюдать условия договора, который Россия нарушает. Кроме того, эти эксперты говорят, что этим пользуется Китай, разрабатывая свои собственные ракеты средней дальности для развертывания в Восточной Азии.

Фрэнк Клотц (Frank Klotz), бывший директор Национального управления по ядерной безопасности (NNSA) США, который сейчас возглавляет Командование глобальных ударных войск ВВС США, отметил, что в вопросе ДРСМД администрация Трампа оказалась в трудном положении. Из-за неоднократных нарушений со стороны России США стали единственной стороной соглашения, которое существенно ограничило их возможности по разработке и развертыванию ракет наземного базирования средней дальности, при том, что другие державы, такие как Китай, смогли накопить значительный арсенал этого оружия.

«Что вы делаете со стороной, которая заключила договор и нарушает свои обязательства по нему? Продолжаете оставаться участником договора,… когда одна сторона не следует ему или не соблюдает его, или же вы выходите из договора?», — сказал Клотц в понедельник, выступая на мероприятии, организованном Ассоциацией по контролю над вооружениями.

«Нам придется разрабатывать такие вооружения до тех пор, пока Россия не придет к нам, пока Китай не придет к нам, и все они не придут к нам и не скажут: „Давайте все-таки поступим разумно, и путь никто из нас не будет разрабатывать это оружие″, — сказал Трамп в октябре 2018 года. — Но если Россия делает это, и Китай делает это, а мы соблюдаем договор, это неприемлемо».

Какую позицию по этому вопросу занимают союзники США?

Хотя союзники по НАТО и поддержали решение США выйти из договора, многие из них обеспокоены долгосрочными последствиями окончания ключевого договора о контроле над вооружениями эпохи холодной войны. Из-за этого НАТО оказалась в затруднительном положении, поскольку ей придется укреплять свою оборону против новых ракет России, которые могут быть нацелены на западноевропейские города, но так, чтобы не провоцировать гонку вооружений.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический союз не будет пытаться следовать примеру России и развертывать свои собственные ядерные ракеты наземного базирования. Вместо этого альянс будет укреплять противоракетную оборону, повышать уровень подготовки и задействовать в учениях самолеты и корабли, которые могут нести на борту ядерное оружие. Кроме того, НАТО будет постепенно предпринимать шаги по укреплению северо-восточного фланга Североатлантического союза — Польши, Эстонии, Латвии и Литвы — включая размещение там четырех боевых групп уровня батальона.

Вооруженные силы США также готовят ракеты, ранее запрещенные договором, для потенциального развертывания в Европе и в Тихоокеанском регионе, но пока неясно, согласятся ли какие-нибудь союзники разместить у себя ракеты.

«Неизвестно, какие страны Европы захотят разместить у себя эти [ракеты], и весьма сомнительно, что союзники по НАТО в восторге от идеи повторить то, что было в1980-е годы, и стать главным „блюдом″ на столе пока США и русские спорят о „меню″», — сказал Кантримен.

Что означает прекращение ДРСМД для других договоров о контроле над вооружениями?

Из-за выхода США из ДРСМД возникают вопросы о судьбе еще одного ключевого соглашения по контролю над вооружениями — договора СНВ-3, подписанного президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году, который предусматривает ограничение арсеналов ядерных вооружений США и России.

Договор, целью которого было сокращение ядерных арсеналов обеих сторон на треть, ограничивает число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых баллистических ракет подводных лодок и стратегических бомбардировщиков 700 единицами для обеих сторон. Общее число развернутых боезарядов не должно превышать 1550 единиц, а количество развернутых и неразвернутых пусковых установок ограничивается 800 единицами. Срок действия договора истекает в 2021 году, если обе стороны не согласятся продлить его.

Сторонники контроля над вооружениями предупреждают, что прекращение действия ДРСМД и СНВ-3 пошатнет основы контроля над вооружениями и может спровоцировать новую гонку ядерных вооружений.

«То, что администрация Трампа вышла из ДРСМД, подчеркивает необходимость продления договора СНВ-3, — сказал Эндрю Альбертсон (Andrew Albertson), исполнительный директор организации „Внешняя политика для Америки″. — Без продления действия этого договора две крупнейшие ядерные державы мира впервые с 1972 года остались бы без соглашений о контроле над вооружениями».

Каково отношение Трампа к договору СНВ-3?

Так или иначе, Трамп в прямой форме не говорил, согласится ли он продлить договор СНВ-3, но некоторые высокопоставленные чиновники администрации уже дали понять, что не поддерживают этот договор в его нынешнем виде.

Трамп сказал, что хочет заменить договор СНВ-3 трехсторонним договором о ядерных вооружениях, в котором будет участвовать Китай, но эксперты сомневаются, что Пекин согласится на переговоры о заключении такого договора, поскольку его ядерный арсенал гораздо меньше, чем у Вашингтона или Москвы.

Некоторые из тех, кто скептически относится к договору СНВ-3 в его нынешней форме, указывают на развитие технологий, связанных с ядерным оружием, и утверждают, что в договор необходимо внести поправки с учетом этих достижений. По словам Мэтью Кронига (Matthew Kroenig), военного эксперта вашингтонского аналитического центра «Атлантический совет», в России, например, разрабатываются гиперзвуковые ракеты, крылатые ракеты с атомной силовой установкой и подводные беспилотники, способные нести ядерное оружие.

«Они создают новые стратегические системы, которые нельзя было даже представить, когда впервые шли переговоры по СНВ-3. Поэтому перед тем, как продлевать действие договора,… нам надо серьезно поговорить с ними о том, будут ли включены в него все эти системы или нет», — сказал Крониг.

В своем выступлении во вторник советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон сказал, что у договора СНВ-3 «с самого начала были недостатки». Он сказал: «Зачем продлевать ущербную систему лишь для того, чтобы просто сказать, что у вас есть договор?».

Несмотря на скептицизм Болтона в отношении этого договора, администрация Трампа в прошлом месяце направила дипломатов в Женеву для проведения переговоров с российскими коллегами о возможном продлении договора СНВ-3.

Чем СНВ-3 отличается от других договоров о контроле над вооружениями?

Во-первых, в СНВ-3 идет речь о стратегических ядерных арсеналах США и России, вооружениях, которые, в отличие от тактических ядерных вооружений, обычно имеют гораздо более высокую мощность и предназначены для поражения крупных целей на дальних расстояниях.

Эксперты в целом сходятся во мнении о том, что договор СНВ-3, в отличие от ДРСМД, Москва соблюдает. К тому же, эксперты говорят, что меры проверки выполнения договора, предпринимаемые обеими сторонами, позволяют получить важную информацию и получить представление о деятельности России в области ядерных вооружений.

«У нас существует двусторонний процесс проверки, который предполагает уведомления каждой страны о каждом перемещении вооружений, и он предполагает инспекцию на месте, что на международной арене бывает довольно редко», — сказал Кантримен, говоря о договоре СНВ-3. — Мы посещаем ядерные объекты друг друга и проверяем количество боеголовок». И в случае окончания договора «этого просто не будет».

Благодаря своим положениям о проверке, включая обмен данными, регулярные уведомления и инспекции на местах, договор также позволяет Соединенным Штатам получать важную информацию о размере и возможностях ядерного арсенала России «помимо той информации, которую мы получаем с использованием более традиционных методов сбора и оценки разведданных», сказал Клотц.

Клотц также сказал, что договор СНВ-3 поддерживают многие представители высшего военного руководства США, поскольку он позволяет снизить долгосрочную неопределенность в отношении ядерного потенциала России. «В той мере, в какой вы уменьшаете эту неопределенность, вы сокращаете и часть стимулов для крупномасштабного наращивания ядерного потенциала», — сказал он.

Какова позиция России в отношении договора СНВ-3?

Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что Москва заинтересована в продлении этого договора, и предупреждал, что прекращение его действия может спровоцировать новую гонку вооружений. «Если мы не будем держать этого „огненного дракона″ под контролем, если мы выпустим его из бутылки — не дай Бог — это может привести к глобальной катастрофе, — сказал Путин, выступая на международном экономическом форуме в июне. — Не будет никаких инструментов, ограничивающих гонку вооружений, например, размещение оружия в космосе. Это означает, что ядерное оружие будет постоянно висеть над каждым из нас».

При этом он заявил, что Россия не будет продлевать действие договора, если США не проявят интереса к его возобновлению: «Если никто не захочет продлить соглашение — новый СНВ — ну, тогда мы этого не сделаем», — сказал Путин.

А что думает конгресс?

Почти все демократы в конгрессе США поддерживают идею продления действия договора СНВ-3. А вот мнения республиканцев не столь однозначны. Некоторые видные конгрессмены-республиканцы, такие как сенаторы Том Коттон (Tom Cotton) и Джон Корнин (John Cornyn), критически относятся к СНВ-3 и в мае внесли на рассмотрение законопроект, который блокирует финансирование продления договора, если он не будет расширен — в частности, если в него не будет включен Китай и если он не будет распространяться на дополнительный ядерный арсенал России.

Член Палаты представителей от республиканской партии Лиз Чейни (Liz Cheney), которая в том же месяце внесла на рассмотрение в Палате дополнительный законопроект, сказал тогда, что «Америка заслуживает большего, чем простое продление договора СНВ-3. Она добавила: «С момента подписания этого договора Россия модернизировала свой ядерный арсенал, а ничем не ограниченный Китай воспользовался возможностью сделать то же самое и многое другое».

Другие республиканцы, в том числе сенатор Тодд Янг (Todd Young), призвали администрацию продлить действие договора СНВ-3. В четверг Янг и сенатор-демократ Крис Ван Холлен (Chris Van Hollen) внесли законопроект о продлении договора в случае отсутствия нового договора или новых доказательств нарушения Россией договора СНВ-3. Срок действия этого договора истекает в 2021 году, и поскольку обсуждается вопрос о возобновлении этого договора, мы должны подойти к решению этого вопроса, полностью осознавая, насколько возросли связанные с ядерным оружием угрозы с момента подписания первого договора СНВ», — заявил Янг.

Foreign Policy (США): договору о РСМД конец, и больше всего от этого пострадает Россия

Автор начинает с правды: ДРСМД перестал отвечать балансу сил в Евразии. Но при этом он не говорит о расширении НАТО после подписания ДРСМД в 1987 году, включившем даже Прибалтику. Зато говорит о «реваншистской» России из-за Крыма и Донбасса. При этом главным врагом США объявляется Китай, не нападавший ни на кого. Просматривается цель — заставить РФ и КНР истощить друг друга в гонке вооружений.

В будущей гонке вооружений между Пекином, Москвой и Вашингтоном Кремль всегда будет отставать.

 

2 августа рухнул один их последних столпов, на которые опиралась система контроля над вооружениями, сформированная после холодной войны. Договор о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД), который не давал России и США разворачивать на земле ракетные системы с радиусом действия от 500 до 5500 километров, больше не существует. Сейчас лишь одно большое двустороннее соглашение — СНВ-III — ограничивает ядерные арсеналы США и России. И очень вероятно, что скоро начнется новая гонка вооружений.

Естественно, Вашингтон и Москва обвиняют друг друга в нарушениях договора, из-за которых он и прекратил действовать. Но истинная причина расторжения Договора о РСМД заключается в том, что баланс военных сил времен холодной войны — обстановка в сфере безопасности, в которой он был подписан, — кардинально изменился. В многополярном мире двусторонние договоры о контроле над вооружениями имеют гораздо меньше смысла.

Что же пошло не так с Договором о РСМД? Если вы спросите правительство США, вам скажут, что виновата Россия, которая нарушала его. По информации американской разведки, радиус действия российских ракет 9M729, разработанных в середине 2000-х, был больше разрешенного. Все союзники США по НАТО в итоге согласились с Вашингтоном: мол, Россия нарушала правила. Само собой, Россия предъявила множество ответных претензий, касающихся в основном американской системы противоракетной обороны «Иджис» (Aegis) в Румынии, которая, по утверждению Кремля, в нарушение договора может быть использована и для запуска ракет наземного базирования.

Нет ничего странного, что, когда рушится договор о вооружениях, каждый валит вину на другого. Но, как обычно, есть тут и более глубокие течения. Самый интересный вопрос не «кто нарушал правила?», а «почему они решили позволить договору развалиться вместо того, чтобы все исправить?»

Причина проста. Когда договор подписывали в 1987 году, президентом США был Рональд Рейган и все еще существовал Советский Союз. Напряженность в отношения двух сверхдержав была практически на пике — СССР уже вторгся в Афганистан, Рейган все наращивал и наращивал военную мощь и произносил речи об «империи зла», а советский лидер Михаил Горбачев еще не направил политику Москвы в более компромиссное русло. Обе сверхдержавы разворачивали системы ракет средней дальности по всей Европе. Военный баланс был шатким, и в самой большой опасности была Европа.

Обстоятельства изменились. Несмотря на то, что реваншистская Россия вторглась на Украину и наращивает вооружения на Черном и Балтийском морях, самой большой проблемой международной политики сейчас является не она, а растущий Китай. Когда заключали ДРСМД, Китай был мелкой рыбешкой в мире, где доминировали две акулы. Его вооруженные силы были в таком упадке, что незадолго до этого он даже проиграл войну с соседним Вьетнамом. Сегодня же Россия стала державой второго плана, несмотря на то, что у нее еще есть большой запас ядерных боеголовок, а многие аналитики считают, что развитие Народно-освободительной армии Китая скоро позволит ему претендовать на гегемонию в Азии.

Учитывая экспансию Китая, некоторые военные планировщики полагают, что США нужно значительное количество ракет наземного базирования в Азии. Договор о РСМД такое оружие США иметь запрещал. И много кто в Вашингтоне думает, что не было смысла позволять договору времен холодной войны, актуальному для Европы, мешать США сдерживать Китай в Азии.

Президент США Дональд Трамп, заметив такой дисбаланс, потребовал пересмотреть соглашение о контроле над вооружениями, включив в него Китай. «Нам придется разрабатывать такое оружие, — заявил президент, — Если только Россия, Китай и все остальные не придут к нам и не скажут: «Давайте уже поумнеем и вообще не будем заниматься этим».

Но Китай это не заинтересовало. На этой неделе официальный представитель пекинского министерства иностранных дел объявил, что «Китай ни за что не войдет в многосторонний Договор о РСМД». Этому есть логичное объяснение: у Китая гораздо меньше ракет и ядерных боеголовок, чем у России или Соединенных Штатов. Из-за договора, который подразумевает количественный паритет с Соединенными Штатами, Китай должен был бы начать наращивать свой ядерный потенциал — и вряд ли от этого его соседи или военные США почувствовали бы себя в большей безопасности. А подписывать договор, по которому ему разрешалось бы иметь лишь ничтожную долю от того количества ракет и боеголовок, которые есть у США, Китаю нет никакого смысла. И вряд ли вы убедите его согласиться иметь меньше ракет, чем у России, страны, которую Китай и так считает державой второго плана.

До тех пор, пока Соединенные Штаты и Китай продолжают бороться за главенство над Азией, едва ли эти две страны смогут прийти к новому соглашению о контроле над вооружениями. А как насчет России? Кремль тоже не особенно старался спасти Договор о РСМД. Москва, например, не смогла убедить ни одну из стран НАТО в том, что ее ракеты 9M729 не нарушают условия договора, не делала она и никаких предложений по поводу того, как разрешить сомнения НАТО. Другими словами, Россия была полностью готова пойти на то, чтобы договор развалился. Почему?

Как и Вашингтон, Москва понимает, что военная мощь Китая растет, у нее есть множество поводов для беспокойства, хотя президент России Владимир Путин и китайский президент Си Цзиньпин и заявляют все время о своей крепкой дружбе. К тому же Россия беспокоится не только из-за Китая. Кремль также много думает о последствиях, которые может иметь развитие новых технологий. Договор о РСМД запрещал только ракеты старого поколения, того типа, что были изобретены до эпохи Рейгана и Горбачева. Но Китай, Россия и Соединенные Штаты сейчас разрабатывают новые гиперзвуковые ракеты, которые летают с гораздо большей скоростью, чем скорость звука. Оснащенные ядерными боеголовками, гиперзвуковые ракеты смогу нанести ядерный удар гораздо быстрее. Даже обычные гиперзвуковые ракеты могут нарушить баланс, если позволят стране помешать противнику нанести ядерный удар.

Хотя все три страны создают гиперзвуковые ракеты, Москва празднует свои успехи громче всех. В прошлом году Путин назвал испытания «большим успехом и большой победой… замечательным, отличным подарком для страны». Во время его обращения к нации в 2018 году, новые ракеты в мультипликационном видео летели, похоже, в сторону США.

Трудно точно определить, какие возможности есть у гиперзвуковых ракет США, Китая и России. Однако шумные заявления Кремля свидетельствуют не о силе, а о нервозности. По сравнению с Соединенными Штатами и Китаем, Россия, безусловно, меньше всех способна выдержать гонку вооружений. Дело для нее оборачиваются плохо. Сегодняшняя Россия в два раза меньше Советского Союза, а новая гонка вооружений будет уже не двусторонней, а трехсторонней. Короче говоря, Россия должна быть больше всех заинтересована в заключении нового многостороннего договора

0 комментариев
Архив