Коронавирус успешно размножился в клетках сердца
4 года назад 991

Эксперименты показали, что вирус может размножаться в кардиомиоцитах даже с учетом того, что они не вырабатывают ключевого для него фермента TMPRSS2

Немецкие молекулярные биологи подтвердили, что коронавирус нового типа может проникать в клетки сердца человека, а также выяснили, что он может размножаться в них и вызывать сбои в сердцебиении. Предварительные результаты своей работы они опубликовали в электронной научной библиотеке bioRxiv.

"Мы показали, что коронавирус нового типа (SARS-CoV-2) может проникать как в отдельные кардиомиоциты, так и в две разных культуры сердечной ткани. То, что мы смогли выделить из зараженных клеток полноценные вирусные частицы, говорит о том, что вирус может размножаться в них. Патоген вызвал массовую гибель кардиомиоцитов и мешал им нормально сокращаться, то есть он представляет собой прямую угрозу для сердца", – пишут ученые.

С первых дней после начала вспышки коронавирусной инфекции ученые знают, что SARS-CoV-2 поражает клетки не только в легких, но и в других тканях тела, в том числе внутри слизистой оболочки носа, пищевода, сосудов и сердца, а также ряда других органов.

Подобная особенность вируса, как предполагают сейчас ученые, может объяснять, почему многие заболевшие COVID-19 страдают не только от нарушений в работе органов дыхания, но и теряют обоняние и вкус. Кроме того, у них появляются проблемы с пищеварением и сбои в работе кровеносной системы.

Новая опасность для сердца

Наблюдая за тем, как вирус взаимодействовал с кардиомиоцитами – сердечными мускульными клетоками, немецкие ученые под руководством профессора Франкфуртского университета имени Гёте Стефани Диммелер предположили, с чем могут быть связаны проблемы с работой сердца и сосудов при COVID-19.

Как объясняют Диммелер и ее коллеги, ученых давно интересовало то, как именно вирус влияет на работу сердца: напрямую, заражая клетки сердечной мышцы, или же опосредованно, провоцируя воспаления и другие нарушения в работе организма, которые негативно влияют на работу кардиомиоцитов.

Они проверили обе эти гипотезы, заражая двумя разными штаммами SARS-CoV-2 как отдельные клетки сердца, так и искусственно выращенные образцы человеческой сердечной ткани. В прошлом многие биологи сомневались, что вирус может полноценно размножаться в них, так как кардиомиоциты практически не производят фермент TMPRSS2, который критически важен для SARS-CoV-2.

Опыты Диммелер и ее команды показали, что вирус умеет обходить подобные проблемы и использовать какие-то другие, пока неизвестные ученым биомолекулы сердечных клеток. По ходу эксперимента оба штамма вируса успешно проникли во все три типа культур клеток сердца, из-за чего те стали хуже работать и массово гибнуть.

Подобные результаты, как считают ученые, говорят о том, что вирус повреждает сердечную ткань напрямую. Это нужно учитывать как при лечении носителей COVID-19, так и при изучении возможных долгосрочных последствий распространения вируса по популяции.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей следует относиться осторожно.

Назван новый способ остановить распространение коронавируса
Старший микробиолог из Университета Саутгемптона Уильям Кивил предложил использовать обеззараживающие свойства меди в борьбе с распространением коронавируса.

Медик указал на то, что вирус, который на стальных и пластиковых поверхностях держится до 72 часов, на меди умирает уже через четыре часа.

По его словам, это связано с тем, что ионы металла атакуют липидную мембрану вируса, а затем, проникая внутрь, полностью уничтожают его ДНК.

"Дверные ручки, лестничные перила в общественных зданиях, а также поручни в автобусах и поездах должны иметь медные элементы", — сказал Кивил в комментарии Times.
Раскрыта выживаемость коронавируса при жаре

Распространение коронавируса замедляется во время жары и при повышенном УФ-излучении. Об этом сообщается в исследовании специалистов Больницы Маунт Оберн (США), опубликованном на сайте издательства Оксфордского университета.

Ученые проанализировали показатели заболеваемости COVID-19 в США в весенние месяцы 2020 года. В качестве факторов, способствующих или препятствующих распространению коронавируса, были названы температура воздуха, ультрафиолетовое излучение, влажность и прочие показатели. Выяснилось, что при установлении температуры выше 10 градусов по Цельсию распространение инфекции действительно замедляется.

Специалисты смоделировали разные температурные диапазоны и проверили выживаемость коронавируса при каждом из них: отрицательная температура, от 1 до 4, от 4 до 10, от 10 до 16 и более 16 градусов по Цельсию. Согласно раскрытым данным, самая низкая частота распространения вируса наблюдалась при температуре до 10 градусов Цельсия и пятью днями ранее до ее повышения. Наибольший уровень заражения был зафиксирован в дни, когда температура воздуха не превышала положительный порог.

Ученые зафиксировали, что при относительно высоких температурах (выше 10 градусов по Цельсию) вирус выживает в течение более короткого периода времени, также частицы SARS-CoV-2 инактивируются при действии высокого ультрафиолетового излучения. Остальные факторы, например, влажность воздуха, практически не влияют на распространение COVID-19.

В середине мая российские ученые заявили, что коронавирус, скорее всего, не получится победить в летний период. По словам директора Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александра Гинцбурга, стоит вопрос не об окончательной победе над COVID-19, а о том, как человечество будет сдерживать его в дальнейшем.

Японский эпидемиолог объяснил низкую смертность от COVID-19 в Азии

Врач-эпидемиолог, профессор Университета Кобе, бывший научный советник японских властей Кэнтаро Ивата рассказал о возможных причинах низкой смертности от коронавируса в Азии, передает РИА Новости.

По его словам, азиаты могут иметь генетические особенности, позволяющие им легче преодолевать вирус, или же приобрести иммунитет, переболев другими вирусами. Кроме того, по мнению ученого, определенную роль могла сыграть вакцина от туберкулеза, хотя гипотезу о вакцине опровергают некоторые исследования.

Также Ивата указал на вероятность того, что жители азиатских стран меньше предрасположены к ожирению, образованию тромбов или гипертонии, а это снижает их уязвимость к вирусу.

"Впрочем, пока что это только гипотезы, которые не были подтверждены научными доказательствами", — отметил Ивата в комментарии РБК

Дерматолог рассказала, как уберечь кожу под маской и перчатками

Доктор медицинских наук, дерматолог Юлия Галлямова дала советы по уходу за кожей при ношении масок и перчаток, передает РИА Новости.

Она предупредила, что самые аллергенные перчатки — те, которые сделаны из латекса.

"Необходимо создавать собственную защиту коже, которая в реальной жизни защищает нас от тех же грибков, то есть повышать водно-липидный баланс кожи", — приводит ее слова НСН.

Для этого нужно использовать увлажняющие кремы для рук, поскольку люди постоянно моют руки и протирают их санитайзерами.

"Если кожа сухая, то применять питательный, более жирный, если плотная, с большим количеством кожного сала, — легкий, водянистый, можно гелеобразный", — сказала дерматолог.

В случае возникновения раздражения на лице от масок следует использовать крема для раздраженной кожи. Они, по словам Галлямовой, содержат цинк, который позволяет предотвратить развитие дерматита.

Токийские рестораны в борьбе с распространением коронавируса: хлорный душ на входе

После отмены чрезвычайного положения 25 мая в Токио рестораны стараются привлечь клиентов. Ресторан Kichiri в Синдзюку при входе пропускает посетителей через душ из хлорноватистой кислоты, которая обладает антисептическими свойствами.

Эксперт: из режима самоизоляции люди могут выйти с ослабленным иммунитетом
Главврач медицинского центра "Лидер медицины" Евгений Тимаков заявил, что за два месяца нахождения дома организм "забывает, что такое вырабатывать иммунитет"

Иммунитет людей во время режима самоизоляции мог ослабнуть из-за того, что организм меньше контактировал с внешними инфекциями. Избежать вспышки заболеваемости можно при постепенном выходе из такого режима, считает главный врач медицинского центра "Лидер медицины", врач-педиатр, инфекционист, вакцинолог Евгений Тимаков.

"У людей не было два месяца контакта ни с какими инфекциями. Организм забыл, что такое вырабатывать иммунитет, забыл о таком свойстве, как держаться в напряжении, когда контактирует с различными вирусами <...> Новые заболевания могут быть связаны с другими ОРВИ, так как у популяции иммунитет к ним тоже снижается без постоянных контактов", - рассказал врач в беседе с ТАСС.

По его словам, за два месяца самоизоляции люди контактировали с одними и теми же бактериями - внутри своей семьи. "Соответственно, когда начнутся контакты с другими семьями, будут другие вирусные инфекции, помимо коронавируса", - отметил Тимаков.

Как посоветовал инфекционист, социальные контакты возобновлять нужно постепенно и не забывать соблюдать социальную дистанцию. "Нельзя резко начинать идти контактировать, потому что это чревато вспышкой заболеваемости не коронавирусом, а другими заболеваниями", - поделился он, добавив, что организм сейчас не адаптирован также к резким перепадам температур.

Тимаков уточнил, что ослабление иммунитета зависит от уровня гиподинамии и питания во время самоизоляции. "Если человек активно двигался, то меньше будет подвержен заболеваниям. Если были открыты окна, был свежий воздух - ничего не будет, - сказал он. - А если сидел закупоренный от и до - больше риск".