Известный сирийский журналист и ведущий авторской программы на канале «Аль-Джазира» доктор Фейсал аль-Касим посвятил свою статью колонизаторским амбициям Китая, которые, по его мнению, набирают обороты. Каким образом китайцы хотят поработить многие страны Азии и Африки? И почему не бывает доброго колонизатора?
На протяжении всей истории не было хорошего и плохого колониализма. Колонизатор — он и есть колонизатор, будь он американец, европеец, русский или китаец. Колонизаторы — это не благотворительные организации, а монстры, которые пытаются присвоить чужое богатство, экспортируя излишки за границу. И всякий раз в истории, когда страна находила дополнительные ресурсы, она немедленно делала все, чтобы инвестировать их за рубежом в форме вмешательства в дела других стран, их эксплуатации и колонизации. Китай не является исключением.
Некоторое время назад Шанхайский университет в Китае провел конференцию под названием «Будущая миссия Китая». Другими словами, очевидно, китайцы начинают мыслить как колониальная сила и считают своим правом инвестировать свой растущий капитал за пределами страны. Под миссией, конечно же, подразумевается наличие у Китая колониального послания, как и у всех крупных держав. Нам остается лишь ждать его. В настоящее время ни для кого не секрет, что Китай начал колонизацию многих стран в Азии и Африке с помощью стратегии льготного кредитования.
Китайская кредитная игра ориентирована на страны, которые потерпели крах, бедны и нуждаются в финансовой помощи для реализации национальных проектов развития. Китай немедленно протягивает руку этим странам и предоставляет им кредиты, однако после того, как страны-должники завершают свои проекты, они оказываются банкротами и не могут расплатиться с долгами китайскому дракону. Чтобы вернуть свои деньги, китайцы присваивают эти проекты, и таким образом постепенно страны-должники оказываются во власти китайского колониализма нового типа. Со временем Пекин станет полноценной колониальной державой, поскольку возьмёт в свои руки контроль над экономикой, деньгами и проектами бедных государств.
Согласно публикации Araby Post, Китай предлагает кредиты на гораздо более выгодных условиях, чем другие страны и, особенно, Соединённые Штаты. Темпы китайских инвестиций в Египте вызывают опасения у некоторых экспертов, как и объём кредитования. Очевидно, Пекин кредитует развивающиеся страны в гораздо больших объемах по сравнению с американцами. Эта китайская щедрость не ограничивается Египтом, но проявляется ко многим странам третьего мира.
Это подтверждают данные Всемирного банка — общий объем кредитов, предоставленных Китаем другим странам в период с 2014 по 2017 годы, достиг более 394,6 миллиарда долларов, в то время как общая сумма американских займов за этот период составила 354,3 миллиарда долларов. Поэтому не вызывает удивления заявление Народного банка Китая (Центральный банк) в конце марта этого года, что объем новых кредитов в национальной валюте достиг 885,8 миллиарда юаней, что эквивалентно 131 миллиарду долларов. Ежегодно этот показатель увеличивается примерно на 46,5 миллиарда юаней.
Лидерство Китая в предоставлении внешних займов связано с тем, что процентная ставка, которую Пекин предлагает другим государствам, меньше по сравнению с имеющимися вариантами. Так, эта ставка колеблется между 10 и 15% в течение пяти лет (то есть от 2 до 3% в год), тогда как проценты по кредитам, предлагаемым Соединенными Штатами, достигает 25% (5% годовых).
Китайская щедрость не является чем-то невинным, как указано в вышеупомянутом докладе. Ожидает ли Египет судьба Шри-Ланки или Джибути? В рамках так называемой китайской инициативы «Один пояс — один путь», Шри-Ланка заимствовала у Пекина около 8 миллиардов долларов во время нахождения у власти бывшего президента Махинды Раджапаксы и планировала вложить их в проекты по развитию инфраструктуры в стране, включая порт Хамбантота. Однако Шри-Ланка не смогла выплатить Китаю образовавшийся долг, и как следствие, в 2017 году Коломбо предоставил Пекину 70% акций порта на 99-летний период.
Эта история повторилась в Джибути, когда китайские банки одолжили стране более 1,4 миллиарда долларов в 2016 и 2017 годах, что составляет более 75% валового внутреннего продукта страны. Китайцы профинансировали ряд инфраструктурных проектов, в дополнение к железной дороге, проложенной из Джибути в столицу Эфиопии Аддис-Абеба. Кроме того, Пекин на свои деньги и с помощью китайской рабочей силы создал новую зону свободной торговли в порту Дорале, которая будет функционировать как совместный проект. Примечательно, что Китай уже построил военную базу в порту Дорале и имеет над ней полный, но неформальный контроль. Также следует отметить, что, по данным агентства McKinsey, на долю китайских кредиторов пришлось более 40% финансирования инфраструктурных проектов в странах Африки к югу от Сахары. Кения и Нигерия получили 40% от 19 миллиардов долларов, выделенных на финансирование проектов в странах Африки к югу от Сахары с 2014 года.
Какую цель преследуют китайцы, предоставляя эти суммы африканцам? «Они превращают Африку в китайский континент, и эксплуатируют африканцев, как европейцы в колониальные времена», — это не слова западного ученого, а вывод научного исследования, проведенного африканским лидером Майклом Сата ещё до вступления на должность президента Замбии. Как Сата отметил в работе, представленной в Гарвардском университете в США, европейский колониализм по сравнению с китайской эксплуатацией кажется слабее. Дело в том, что несмотря на столь же суровую экономическую эксплуатацию, европейские колониальные власти инвестировали в инфраструктуру и социальные услуги. По его мнению, цель китайских инвестиций — покинуть Африку с максимально возможным количеством денег, не заботясь о благосостоянии местного населения.
Согласно исследованию американского агентства McKinsey, с помощью финансовых вложений в африканских странах Китай стремится захватить нефть и другие принадлежащие им природные ресурсы. Среди них Нигерия, Алжир, Конго и другие африканские страны. Это подтверждает тот факт, что 90% экспорта африканских стран в Китай составляет нефть, газ и другие полезные ископаемые. Китай уже начал переход от финансового колониализма к военному, поскольку теперь он строит военную базу вокруг каждой нефтяной скважины в Африке и Азии. Тем самым он становится точной копией американского колонизатора. У Соединенных Штатов Америки очень много военных баз по всему миру (по оценкам, их около 32), и они используются для контроля над государствами. И если взглянуть на нынешний Китай, можно обнаружить, что он стремится сделать то же самое. Так что скоро придут «желтые колонизаторы», и вы с теплотой будете вспоминать о «белых колонизаторах».
Strategist: Япония и ЕС — против китайского проекта «Один пояс — один путь»
Аннотация
Токио и Брюссель проявляют все большее беспокойство по поводу китайской инициативы «Один пояс — один путь» и ее информационно-коммуникационного компонента — «Цифрового шелкового пути» (DSR).
В сентябре 2019 года Япония и ЕС подписали соглашение о партнерстве в области устойчивых связей и качественной инфраструктуры (The Partnership on Sustainable Connectivity and Quality Infrastructure), отчасти в ответ на эскалацию торговой напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем. Соглашение 2019 года основано на соглашении 2015 года в области коммуникации, соглашении 2017 года о свободной торговле и экономическом партнерстве, а также на соглашении 2018 года о стратегическом партнерстве, пишет сотрудник Австралийского института стратегической политики Исаак Кфир в статье для издания The Strategist.
Новое соглашение является неотъемлемой частью Europa Connectivity Forum, призванного сформировать гораздо более тесные связи между Европой и Азией. В частности, в рамках данного форума ЕС и Япония стремятся защитить себя от последствий решения Вашингтона установить обновленный режим контроля за экспортом новых технологий. Закон о реформе экспортного контроля США от 2018 года, который вступит в силу в 2020 году, окажет негативное влияние на экономику ЕС и Японии. Брюссель и Токио четко осознают, что многие новые технологии потенциально могут иметь двойное назначение, следовательно, могут подпасть под американский закон об экспортном контроле, поэтому ЕС и Япония намерены предпринять меры для смягчения возможного удара.
Возможное обострение американо-китайской торговой войны вызывает серьезные опасения. Торговое противостояние между Вашингтоном и Пекином уже оказало негативное влияние на экономику Японии, Германии и Нидерландов. Например, нидерландская компания по производству медицинского оборудования Philips скорректировала прогнозы своей прибыли из-за ухудшения китайско-американских торговых отношений.
Очевидно, что Токио и Брюссель разочарованы Вашингтоном, чья политика, по их мнению, подрывает сформировавшийся после Второй мировой войны международный порядок, основанный на правилах. Они признают, что, поскольку у них есть общие интересы и ценности, им следует наладить более тесное сотрудничество, так как международные финансовые, экономические и оборонные институты, такие как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд и НАТО, оказались на грани паралича.
В соглашении о партнерстве в области устойчивых связей и качественной инфраструктуры указано, что ЕС и Япония хотят расширить свое присутствие в секторе информационных и коммуникационных технологий, на долю которого в 2015 году пришлось 9% ВВП Японии и 4% ВВП ЕС, а также 7% занятости в Японии и 3% в ЕС. Европейские и японские политики, вероятно, надеются на то, что данное партнерство поможет устранить некоторые ограничения, присутствовавшие в предыдущих соглашениях, а также улучшит их доступ к информационно-коммуникационным технологиям. Тем не менее в соглашении едва ли можно встретить отсылки к Китаю, не говоря уже об инфраструктурной инициативе председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс — один путь», соглашение не задает четких стратегических ориентиров.
Токио и Брюссель проявляют все большее беспокойство по поводу китайской инициативы «Один пояс — один путь» и ее информационно-коммуникационного компонента — «Цифрового шелкового пути» (DSR). Ключевой целью DSR является создание цифровых рынков путем развития систем электронной коммерции и электронных платежей, которые начинают играть важное значение при развитии «умных городов». Alibaba, Tencent и другие китайские компании делают ставку на информационно-коммуникационные технологии и стремятся занять доминирующее положение в международной системе, предлагая дешевые и надежные сетевые соединения. Крайне важно, что в соглашении между ЕС и Японией особое внимание уделяется Западным Балканам, Восточной Европе, Центральной Азии, Индо-Тихоокеанскому региону и Африке — приоритетным для КНР регионам в рамках инициативы «Один пояс — один путь».
Партнерство между ЕС и Японией в области устойчивых связей и качественной инфраструктуры призвано устранить стратегические ограничения, которые содержались в предыдущих соглашениях. В частности, в области коммуникаций у европейских политиков возникло немало проблем, им постоянно приходилось балансировать между экономическими потребностями и правом на неприкосновенность частной жизни. При этом в Китае существует менее жесткий режим регулирования в сфере коммуникаций, что дает ему конкурентное преимущество.
Токио и Брюссель надеются, что посредством этого соглашения они направят четкий сигнал Пекину и странам, присоединившимся к инициативе «Один пояс — один путь», что ЕС и Япония заинтересованы в развитии цифровых коммуникаций, которые сочетали бы в себе финансовую устойчивость, прозрачность и качество.
«Один пояс и один путь»
Иван Шилов © ИА REGNUM
Перед Токио и Брюсселем стоит ряд задач, включая борьбу с растущим влиянием КНР, конкуренцию и одновременно сотрудничество с Пекином. Процветание ЕС и Японии в значительной степени связано с КНР. Для Брюсселя дополнительной проблемой является то, что многие европейские страны подписали меморандум о взаимопонимании с Китаем, начав сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Со своей стороны, Япония понимает, что она просто не может конкурировать с быстрорастущим Китаем, поэтому ей нужны союзники. Это очень хорошо видно на примере приверженности премьер-министра Японии Синдзо Абэ делу создания свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона.