Исламский мир в ХХI веке
Исламский мир в ХХI веке
7 лет назад 4008 islam-today.ru

Исламский мир в настоящее время все активнее позиционирует себя в качестве важнейшего игрока на международной арене. XXI век стал временем его консолидации и активизации. Выход на авансцену мировой политики исламского мира, который ранее многие политологи называли «цивилизацией бедных», сегодня приобретает все более зримые очертания. В понятии «исламский мир» выделяют три аспекта: религиозно-культурный, географический и политический. В религиозно-культурном отношении мусульманский мир — это мировое сообщество единоверцев, связанных общими религиозными и культурными ценностями, образом жизни. Для этого аспекта употребляется термин «умма» — мусульманская община, неразрывное единство всех верующих, где бы они ни проживали. В настоящее время население планеты достигло 7 млрд человек. Из них 1,57 млрд — мусульмане. Они составляют 23% жителей земли, представляя собой мусульманскую умму, и являются носителями собственной исламской цивилизации. Концепция уммы базируется на кораническом постулате, гласящем, что все мусульмане — братья. Идеалом уммы считается община мусульман в Медине, созданная пророком Мухаммедом в VII веке. Умма и ислам не принимают во внимание различия по национальным или этническим признакам. Для уммы не существует государственных границ, мусульмане готовы помочь единоверцам, где бы они ни находились. Концепция уммы придает исламу огромную мобилизующую силу. Географический аспект выделяет регион земного шара, где преимущественно компактно проживают мусульмане. Это огромная территория, протянувшаяся сплошной полосой от Западной Африки до Юго-Восточной Азии, включая Европу, Россию, Кавказ, Центральную Азию, Индию, Китай, Индонезию. По данным Британской энциклопедии, эта зона простирается на площади около 15 млн кв. км. В течение 1400 лет с момента возникновения мусульманская религия обеспечила свое присутствие на всех континентах и считается одной из динамично распространяющихся мировых конфессий. Однако мусульманское население распределяется по странам и континентам неравномерно. На долю Северной Африки приходится только 20% мусульман земного шара, а на долю Азии — 80%. Большинство приверженцев ислама проживают в Южной и Юго-Восточной Азии, в том числе в Индонезии — 230 млн, в Пакистане — 150 млн, Индии — 140 млн, Бангладеш — 100 млн, Малайзии — 15 млн, 20 млн мусульман живут в Китае. Политический аспект понятия «исламский мир» имеет в виду группу государств, которые формально (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Бруней и другие) или неформально (Индонезия, Малайзия, Тунис, Бангладеш, Азербайджан и другие) позиционируют себя в качестве мусульманских государств. Указанные страны считаются мусульманскими или исламизированными на том основании, что там основное население исповедует ислам или мусульманской является титульная нация, контролирующая данную территорию как политически оформившееся сообщество. Зона распространения ислама охватывает 120 стран мира. В одних мусульмане составляют большинство населения. Это 41 страна — Иран, Афганистан, государства Ближнего Востока и ряд стран Юго-Восточной Азии. В других мусульмане являются влиятельным меньшинством. Мусульманский ареал условно можно разделить на несколько географических зон: исламский запад объединяет мусульман Западной Европы и США; исламский север состоит из мусульман центральноазиатских стран, России и Китая; исламский юго-восток охватывает Индонезию, Бангладеш и некоторые другие страны Южной и Юго-Восточной Азии. Одной из крупных зон является исламский юг с большим количеством африканских стран. Кроме того, можно особо выделить так называемый исламский Восток, куда входит большинство арабских стран, а также Иран. Особое выделение исламского Востока связано в первую очередь с тем, что именно на этой территории расположены исторические центры зарождения мусульманской религии — Мекка и Медина. Здесь же формировались культурные, политические и экономические особенности, позволяющие говорить об исламе как о самостоятельной цивилизации со всеми присущими ей атрибутами. Здесь сложились традиции арабомусульманской, ирано-мусульманской и тюрко-мусульманской государственности, и именно здесь получил распространение арабский язык, выступающий в роли языка религиозного, регионального и международного общения. Вместе с тем исламскому Востоку свойственны и крупные конфликты, влияющие на международную стабильность: палестино-израильский, пакистанско-индийский, афганский, иракский, суданский. На границах ареала сохраняются очаги напряженности в северо-восточном Китае, Нигерии, Югославии, Закавказье. Появился и евроислам, носителями которого стали переселенцы в Европу из стран Азии и Африки, а также обращенные в ислам европейцы. В настоящее время в Европе проживают до 25 миллионов мусульман, в том числе во Франции — от 5 до 7 млн, Германии от 3 до 4 млн, Англии до 2 млн, Италии и Голландии до 1 млн. Значительным мусульманским населением обладает Россия — до 20 млн. Это превышает количество приверженцев ислама в Иордании и Ливии, вместе взятых. В Китае мусульман больше, чем в Сирии. Таким образом, исламский мир простирается от Казахстана на севере до Судана на юге, от Марокко на западе до Филиппин на востоке. Эти многочисленные страны объединяет не культурная, а прежде всего религиозная традиция, поэтому даже в исламском Востоке отчетливо выделяются группы стран. Например, одна из них состоит из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Далее связь продолжается в сторону Туркменистана, Азербайджана и Турции. Следующая группа стран состоит из Ирана, Афганистана и Пакистана. Затем мусульманская линия тянется к Оману, Йемену, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну и Кувейту и через Ирак выходит на Сирию, Ливан, Иорданию, Египет и Судан. Исламский Восток, объединяющий 23 страны, ограничивается на севере казахстанско-азербайджанской дугой, а на юге — суданско-аравийской, приобретая, таким образом, конфигурацию эллипсоида, вытянувшегося по направлению с юго-запада на северо-восток. Подобные географические построения показывают, что мусульманская цивилизация на своих границах контактирует со всеми другими мировыми цивилизациями: православной — на севере, европейской — на западе, индийской — на юго-востоке, китайской — на востоке, африканской — на юге. Такое расположение предполагает наличие разнообразных контактов между ними, однако в то же время выступает в качестве причины многочисленных конфликтов, в том числе этноконфессиональных и территориальных. Лариса Ефимова, доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения МГИМО Ислам в мировой политике в начале XXI века.

0 комментариев
Архив