Время ястребов пришло. Что делать казахстанскому барсу?
|
О будущем Казахстана в условиях надвигающейся новой «холодной войны» между Россией и Западом рассуждает директор Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев.
После прошедших президентских выборов Владимир Путин, едва не дотянув до 77% голосов в свою поддержку, всё больше становится похожим на глав государств Центральной Азии, большинство из которых недавно собирались в Астане в рамках консультативной рабочей встречи.
Отличие заключается лишь в том, что страны Центральной Азии не страдают комплексами бывшей сверхдержавы, которые довольно сильны в российской политической элите и в обществе. Прошедшие выборы хорошо показали, что многим россиян нужен не реформатор, а человек с железным кулаком. Здесь вспоминается тезис некоторых российских экспертов, которые считали, что долгое время Путин стоял во главе тройственной коалиции из силовиков, либеральных экономистов и технократов. И хотя в президентском послании федеральному собранию, которое Путин озвучил в начале марта, немало говорилось о повышении экономической конкурентоспособности России в разных сферах, усиление конфронтации с Западом автоматически будет ставить силовиков выше остальных участников этой троицы.
Хотя вся проблема в том, что российская «игра мускулами» лишь будет ещё больше осложнять её отношения со многими странами, которые воспринимают Россию как непредсказуемого партнера и государство с агрессивными намерениями. Более того, можно согласиться с тем мнением, что дипломатия канонерок, которую проводит Кремль, вызовет обратный эффект, когда карт-бланш также получат «ястребы» во многих западных странах. И они также будут требовать увеличения военных расходов для противодействия российской внешней политике, частью которой стали её проактивные действия в киберпространстве, а также использование различных гибридных методов ведения войн.
Глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко заявил о том, что санкции Белого дома против России будут действовать даже дольше срока полномочий президента Дональда Трампа. По мнению Родзянко, вероятно, они останутся в силе при следующих двух-трех американских президентах. То же самое можно будет сказать и по отношению к антироссийским санкциям Европейского союза, которые могут ужесточиться.
Уголёк в огонь подкинул серьёзный политический конфликт между Великобританией и Россией, незадолго до российских президентских выборов, в связи с отравлением работавшего на британские спецслужбы экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Москву должно настораживать не столько то, что британский премьер-министр Тереза Мэй, обвинив в этом Кремль, заявила о новых мерах давления на Россию, в том числе о высылке 23 российских дипломатов и замораживании всех двусторонних контактов на высоком уровне. И даже не то, что Британия нашла поддержку со стороны США, Франции и Германии, которые призвали Россию предоставить в организацию по запрещению химического оружия полную информацию о нервно-паралитическом веществе «Новичок».
На этом фоне говорить о каком-то прорыве в отношениях между Россией и Западом вряд ли стоит. Это значит, что всем тем странам, которые имеют партнёрские отношения с Россией, придется учитывать риск её превращения в страну-изгоя. С одной стороны, новая «холодная война» и дальше будет создавать проблемы для партнёров России по Евразийскому экономическому союзу и ОДКБ, в том числе и Казахстану. Мы уже пострадали от экономических войн между Россией и другими игроками, большинство из которых являются важными торговыми партнёрами нашей республики, как, например, тот же Европейский союз, который занимает первое место в товарообороте с нашей республикой.
С другой стороны, из лимона надо делать лимонад. Казахстан, в принципе, мог бы стать более удобной гаванью для тех инвесторов, которые не могут по разным причинам работать в России, но хотят сохранить свои позиции на постсоветском пространстве или в рамках ЕАЭС. При этом пока не ясно, будет ли интересен российским олигархам и представителям путинского окружения тот же МФЦА с его налоговыми льготами и британским правом как альтернатива привычным офшорам, которые уже перестали быть надёжным местом хранения капиталов, особенно по мере усиления конфронтации с Западом, начавшего новый крестовый подход против коррумпированных режимов. И как бы не получилось, что возможный приход этих денег в МФЦА под видом инвестиций не даст повод Западу обвинить Казахстан в том, что он создал ещё одну стиральную машину для «грязных денег». Хотя в долгосрочном плане, после смены власти в Казахстане, перспективы самого МФЦА такие же туманные, как и политическое будущее самой страны, в том числе – во взаимоотношениях с Россией.