В Казахстане действуют ограничения на снятие предпринимателями денег с банковских счетов. Данные о мобильных переводах физлиц охраняются банковской тайной
В Казахстане действуют ограничения на снятие предпринимателями денег с банковских счетов. Данные о мобильных переводах физлиц охраняются банковской тайной
3 года назад 1263 inbusiness.kz Майра Медеубаева

В Казахстане с 1 января 2021 года введено ограничение снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов. Об этом сообщили в Комитете госдоходов, передает zakon.kz. 

Как пояснили в ведомстве, такое ограничение действовало с 1 июня 2020 года и распространялось только на юридических лиц, с начала же этого года ограничение распространяется и на индивидуальных предпринимателей. 

Так, совместным постановлением правления Национального банка РК от 21 декабря 2020 года и приказом министра национальной экономики от 23 декабря 2020 года утверждены следующие предельные размеры сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов в течение календарного месяца:

  • 20 миллионов тенге – для субъектов малого предпринимательства;
  • 120 миллионов тенге – для субъектов среднего предпринимательства;
  • 150 миллионов тенге – для субъектов крупного предпринимательства.

Это требование не распространяется на:

  1. субъекты микропредпринимательства;
  2. субъекты предпринимательства, осуществляющие закуп сельскохозяйственной продовольственной продукции, продукции аквакультуры (рыболовства);
  3. субъекты предпринимательства, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания, напитками, а также фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами, с видами экономической деятельности согласно приложению к совместным постановлению и приказу;
  4. банки второго уровня и Национального оператора почты при снятии ими наличных денег с корреспондентских счетов, открытых в Нацбанке, и юридические лица, осуществляющие деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального банка на обменные операции с наличной иностранной валютой.

Наряду с этим утверждены Правила снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов.

Правилами утвержден перечень документов, который необходимо предоставить в банк предпринимателю, если сумма превысит установленный предельный размер снятия наличных денег.

Так, предпринимателю необходимо предоставить в банк:

  • документ, подтверждающий цель снятия наличных денег;
  • согласие на передачу сведений и документов в органы государственных доходов.

Банк в течении 1 рабочего дня направляет в КГД заявку на снятие наличных денег с банковского счета.

КГД рассматривает заявку в течении 3 рабочих дней. После этого направляет в банк сведения о наличии либо отсутствии оснований для отказа в выдаче наличных денег.

Также с учетом применения системы управления рисками орган государственных доходов выносит одно из следующих решений:

  • по низкой степени риска – об отсутствии оснований для отказа в выдаче наличных денег;
  • по высокой степени риска – о наличии оснований для отказа в выдаче наличных денег. 
Сведения КГД о наличии либо отсутствии оснований для отказа в выдаче наличных денег в сумме, превышающей предельные размеры сумм снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов по результатам применения системы управления рисками действительны в течение одного календарного месяца, - дополнили в Комитете госдоходов.
Данные о мобильных переводах физлиц охраняются банковской тайной – эксперт

Система мобильных переводов в Казахстане стремительно развивается, однако налоговые органы в настоящее время не имеют возможности взять ситуацию под контроль. Таким мнением с Inbusiness.kz поделилась руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Центральной Азии Инна Алхимова.

Она напомнила, что при оплате товаров и услуг банковской картой деньги поступают на банковский счет продавца – юридического лица или индивидуального предпринимателя, и в этом случае налоговые органы имеют возможность проверить доходы/расходы и сопоставить их с задекларированными средствами. В свою очередь работающие с наличными платежами магазины, парикмахерские, салоны красоты должны устанавливать контрольно-кассовые машины и выбивать чеки.

«Необходимо понимать, что сами по себе мобильные переводы не являются объектом налогообложения. Однако если раньше переход от наличных расчетов к безналичным позволял устанавливать налоговый контроль, то сейчас наличные платежи переходят в мобильные переводы, что для налоговых органов по-прежнему представляет собой теневую экономику», – отмечает Инна Алхимова.

При этом у комитета госдоходов нет возможности отследить транзакции физических лиц, так как это является банковской тайной, продолжила эксперт.

«При проведении взаиморасчетов между физлицами посредством мобильных переводов деньги поступают на привязанный к мобильному номеру банковский счет физлица. Фискальные органы не имеют доступ к информации о таких операциях, так как она охраняется банковской тайной и может раскрываться только в предусмотренных законом случаях. Возможность же получить такие сведения у налоговых органов существует пока только в отношении очень ограниченного круга лиц, в частности госслужащих и лиц, на которых с этого года распространяются требования о всеобщем декларировании. Для широких кругов населения такие требования начнут действовать только в 2024-2025 годах. В этом и заключается проблема для налоговых органов», – подчеркивает консультант.

По ее словам, перед минфином стоит задача, каким образом проконтролировать оборот мобильных переводов и выявить суммы, уплаченные за реальные услуги.

По мнению эксперта, сложность введения налогового контроля также обусловлена тем, что сами граждане не привыкли к прозрачности.

«В этом году в Казахстане стартовал первый этап всеобщего декларирования. Как это реализовано, например, в Европе? В личном кабинете налогоплательщика декларация уже предзаполнена, так как налоговые органы имеют всю информацию о доходах и расходах гражданина, о его депозитах, кредитах, ипотеке, вознаграждениях и других платежах. У нас не было декларирования, нет механизма отслеживания финансов, нет надежной защиты личных данных. Вкупе данные факторы не способствуют прозрачности», – считает эксперт.

Также она напомнила, что Казахстан с прошлого года вступил в систему обмена финансовой информацией. Теперь банки и другие финансовые институты обязаны собирать информацию по физлицам, но раскрывать они ее могут в строгом соответствии с законом по конкретным основаниям.

«Налоговые органы пытаются внедрить механизмы контроля в отношении мобильных переводов, но эффективный механизм пока не найден в силу наличия банковской тайны. В настоящее время прозрачность в фискальной сфере – это общемировой тренд, поэтому нужно ожидать, что и в Казахстане государственные органы будут продолжать работу над выводом из тени мобильных переводов и других непрозрачных платежей», – резюмировала Инна Алхимова. 

0 комментариев
Архив