Скука
Скука
2 года назад 4768 umma.ru
Шамиль Аляутдинов
Скука — состояние душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему /1/.
 
Попробуем с вами припомнить, что в подобных случаях начинало происходить в нашей повседневной жизни, когда в душе присутствовало такое состояние. Бодряще звучит высказывание одного русского литератора:
 
Жизнь скучной кажется тому,
Кто не отпил из горькой чаши,
Не пережил войну, чуму
И запах не вдыхал параши.
 
Э.А. Борохов
 
Какое же место занимает скука в жизни верующего человека? Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Вы не лишитесь Божественной благодати, милости Его до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки, душевного томления, не пойдете у него на поводу» /2/. То есть как только человек останавливает свое движение по той или иной жизненной стезе из-за скуки или тоски, постигших его сердце, как только входит в состояние апатии и внутреннего разрушения, он начинает нести потери в перспективах, которые могли бы ожидать его в завтрашнем дне. Он со скрипом останавливается (в своей профессиональной деятельности; в работе над своим умом и телом; перестает уделять должное внимание детям, появляется безразличие к их воспитанию; он забывает о терпеливом отношении к окружающим и об обязательности пред Богом, например в выполнении минимума религиозной практики, и его мирские, а также вечные перспективы начинают видоизменяться, а на каком-то этапе просто рушатся. Он не проходит это душевное испытание и тем самым показывает свою несостоятельность в умелом использовании того, что его ожидало.
 
Охваченный скукой и тоской, человек начинает думать о том, «какой он несчастный» и «сколь нелегкая у него жизнь», забывая об имеющемся хорошем и проявляя тем самым неблагодарность перед людьми и пред Всевышним, что влечет новые потери в завтрашнем дне. А кто-то старается, если ему позволяют материальные и иные возможности, отвлечься от томительного чувства услаждением себя грехами (спиртным, ночными клубами или обычным многочасовым времяпровождением перед телевизором), и это опускает его ниже низкого, удаляет от Господа еще дальше.
 
Через какое-то время он, конечно, опомнится, если не в мирском, так открыв глаза сознания перед вечным, но на тот момент он может оказаться настолько опустившимся и потерявшимся, что шансов, пусть даже восстановиться, может быть очень мало. Пока же человек жив, шанс есть. И нужно помнить, что водоем, превратившийся от «ленивой» неподвижности в болото, не сможет быстро стать ручьем с кристально чистой водой.
 
Сказано в Священном Коране: «Если, полностью отдавшись одному делу, ты завершил его, то, несмотря на утомленность и усталость, сразу и с необходимым вниманием приступай к следующему [возможно, это и не будет докторской диссертации вслед за защитой кандидатской; не новый, более сложный и трудоемкий виток в профессиональной деятельности, а — отдых с семьей, общение с родными или друзьями, главное — это идет один за другим и вписывается в общий контекст жизненных целей, задач, а что самое важное — сопровождается возвышенным духовным состоянием] просьбы и обращенности ко Всевышнему с мольбой [о помиловании, о благословении на большие свершения, дела и поступки]» (см. Св. Коран, 94:7, 8) /3/. При таком не теоретическом, а именно практическом подходе к жизни человек минует сатанинскую пустоту под названием «скука» и продолжает путь уже на новом уровне Божественного благословения.
 
Жизнь — это путь, по которому нужно идти, причем верно, последовательно, вдумчиво и рассудительно, несмотря ни на скуку, ни на печаль. Двигаясь, мы минуем их, как и многое другое скверное, чего немало в этой жизни, доказав, что веруем не только тогда, когда нам хорошо, но и тогда, когда нам вроде как плохо.
 

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: 
/1/ См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1203. 
/2/ У супруги пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды гостила женщина, которая считалась «самой набожной женщиной города Медины» по той причине, что все ночи она проводила в молитвах. Пророк, услышав это, сказал: «Что это?! [Как так можно?!] Людям вверено в обязанность выполнение того, что они в состоянии делать [без излишнего напряжения и не в ущерб другим делам. А что полезного можно ожидать от человека днем, когда он всю ночь напролет молился?!] Клянусь Аллахом! [Клянусь Господом миров, Творцом всего сущего!] Не перестанет Всевышний одаривать вас Своей милостью, пока не овладеет вами чувство скуки, душевной тоски [думайте и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей человека]!» Наиболее любимо то, что постоянно, даже если оно мало. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 136, хадис № 43. 
Выдерживая необходимый минимум в обязанностях пред Богом, обществом, семьей, самим собой, человек, начиная на эмоциях или под чьим-то влиянием уделять больше внимания чему-то одному из перечисленного, должен разумно и рассудительно подойти к этому в практическом плане, видеть перспективу постоянства и долгосрочной пользы в сегодняшнем упоенном выполнении этого. 
/3/ Аят переведен с учетом смысловых оттенков употребленных в нем слов.

0 комментариев