Обида: Как справиться с этим чувством и «излечить» сердце от ран?
Обида: Как справиться с этим чувством и «излечить» сердце от ран?
7 лет назад 8488

В юности мне всегда казалось, что мир, в котором мы живем - идеален. Но проблема была в том, что он не был таковым. Я верила, что на свете во всем должна царить справедливость. Понятие справедливости для меня значило, что никто не должен быть обиженным и брошенным кем-то, а если это происходило, то в итоге справедливость должна была восторжествовать. Я верила в это. И я боролась за то, во что я верила. Однако в этой борьбе я упустила один очень важный аспект, касающийся этой жизни. В погоне за своими идеалами, я не учла тот факт, что эта жизнь, по существу, не является идеальной. Мы, люди, также по своей природе являемся неидеальными. Это значит, что мы всегда будем ошибаться и оступаться. И во всех наших ошибках, во всех наших промахах мы неизбежно будем ранить других людей, зная этого или не зная, хотя или нехотя. Этот мир - не всегда будет справедливым.

Но значит ли это, что мы должны перестать бороться против беззакония? То, что мы должны сдаваться и отказываться от Истины? Конечно же, нет, это лишь значит, что мы должны перестать оценивать этот мир и людей вокруг нас по самым высоким и порой даже нереалистичным меркам и стандартам. Этот выбор не всегда будет легким  и простым. Ведь как мы  можем жить в мире полном недостатков, где люди то и дело пытаются сбить нас с пути и даже наша семья может порой огорчить нас? Но самое трудное, пожалуй, это узнать, как научиться простить после всего, что тебе сделали? Как нам стать сильными, не черствея и как нам остаться мягкими по отношению к другим, не проявляя при этом слабости? Когда нам стоит упорствовать в пути, а когда нам лучше всего уступить и отойти в сторону? Как узнать, когда забота и беспокойство переходят границы дозволенного и можем ли мы любить больше, чем мы должны на самом деле?

Для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы, мы должны выйти за пределы наших собственных опытов. Мы должны понять, являемся ли мы первыми и последними, на чью долю когда-либо выпадали такого рода испытания. Мы должны проанализировать жизни тех, кто был до нас, посмотреть на их усилия, победы и поражения. И тогда мы поймем, что прогресс немыслим без бед и боли поражения, а успех является вытекающим результатом нашей борьбы и усилий. Эта «борьба», в свою очередь, всегда подразумевает противостояние и преодоление всех тех обид и несчастий, нанесенных нам людьми.

Истории из жизни наших любимых пророков яркий пример тому, что мы не единственные, на чью долю выпадали трудности. Пророк Нух (а.с.) на протяжении девятисот пятидесяти лет терпел притеснения со стороны своего народа. Об этом в Коране говорится «Отвергли [не признали] (своего посланника) до них [до неверующих мекканцев] народ (пророка) Нуха, и они отвергли Нашего раба [пророка Нуха] и сказали: «(Он) – одержимый (бесами) [сумасшедший]!» и угрожали ему (что они побьют его камнями, если он не прекратит призывать людей к Истинной Вере). »( 54:9) Пророк (Нух а.с.) был притеснен и унижен настолько, что от бессилия своего даже взмолился Всевышнему со словами «И молил же он [пророк Нух] Господа своего: «Поистине, я побежден [не могу противостоять неверующим], помоги же (мне) (ниспослав наказание на этих за их неверие)!»»(54:10)

Мы также можем обратиться к историям из жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (с.а.у.). К тому, как он был побит до крови камнями, как он и его сподвижники были избиты, терпели жестокое обращение и голодали долгое время. Все эти трудности и тяжести были нанесены им их же народом. Даже ангелы, до того как были созданы люди, понимали эту особенность человеческой природы. Когда Аллах сказал ангелам, что он создаст человечество, первый вопрос, заданный ангелами, касался того самого губительного и пагубного потенциала, который был в нас, людях. «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника [людей, которые будут жить на ней]». (Ангелы) сказали: «(О, Господь наш, сообщи нам какова мудрость того, что) Ты установишь на ней того [людей], кто будет там (также) [некоторые из них] сеять беспорядок и проливать кровь (проявляя несправедливость и тиранию), а мы (покорны Тебе и) восславляем (Тебя) вознося хвалу Тебе и святим Тебя?» Он [Аллах] сказал: «Поистине, Я знаю то [мудрость, почему Я создаю людей], чего вы не знаете!»(2:30)

Склонность людей совершать непристойные дела и поступки, вершить несправедливость и беззаконие друг против друга, ни что иное, как жестокая реальность этой жизни. Но, несмотря на все это, многие из нас счастливы. Многие из нас не испытали на себе тех трудностей и потерь, с которыми сталкивались другие люди на протяжении своей жизни. Многим из нас также не придется наблюдать за тем, как наши семьи подвергаются пыткам и насилию. Однако, очень мало тех, кто может заявить о том, что они никогда не были обижены или преданы кем-то. И, несмотря на то, что многим из нас не придется узнать чувство голода или чувство незащищенности, в то время как твой дом был разрушен, многие среди нас знают или узнают, что значит плакать из-за «раненого» сердца.

Но возможно ли избежать этого? В некоторой степени, я думаю, что это возможно. И даже, если мы не можем полностью излечить наши  сердца от боли и разочарований, через регулирование и контроль наших с вами ожиданий, средоточия и ответной реакции, мы хотя бы можем уменьшить то разрушающее опустошение, которое несет в себе любая обида и боль. К примеру, было бы глупо и неправильно возлагать все наши надежды на человека, вверяться ему полностью, ибо людям свойственно оступаться и подводить. Именно поэтому все наши надежды и вся наша вера должна быть лишь во Всевышнего. «Нет принуждения к Вере [к Исламу]. Уже ясно отличился истинный путь [Ислам] от заблуждения [Истинный путь отличился от заблуждения: Книгой, Сунной, Руководством Пророка и путем праведных халифов.] [неверия]. Кто отвергает лжебога [отрекается от любого, кому или чему поклоняются кроме Аллаха] и верует в Аллаха, (значит) тот ухватился за крепчайшую связь [крепчайшая связь – это отвержение лжебога и вера в Аллаха, потому что это – спасение от Ада], для которой нет сокрушения. И Аллах – слышащий, знающий!»(2:256). Осознание того, что Аллах – единственный, на кого мы можем положиться, кто никогда не подведет и не нарушит обещаний, является нашим щитом против ненужных разочарований.

Однако это вовсе не означает то, что мы должны перестать любить или должны любить меньше. Самое важное тут то, как мы любим. Ничто не должно быть нашим единственным «объектом» любви, кроме Всевышнего. Ничто не должно быть в нашем сердце, пока в нем нет Аллаха. И никогда мы, люди, не должны любить что-то сильнее, чем мы любим Аллаха, настолько сильнее и безрассуднее, что сама жизнь казалась бы бессмысленной без этого. Потому что такая «любовь»- это не любовь, а просто поклонение, которое несет с собой боль и разочарования.

Однако, что делать, если, несмотря на все наши старания защитить наши сердца, мы продолжаем испытывать обиду. Как нам научиться прощать? Как остаться хорошим по отношению к другим, несмотря на то, что они когда-то нас обидели?

В истории из жизни Абу Бакра р.а. есть наглядный пример и ответ на наши вопросы. Когда его дочь Айша р.а. была оклеветана, Абу Бакр р.а. узнал, что тем, кто первым начал разносить эти слухи был никто иной как его кузен - Мистах, которого он обеспечивал финансово на протяжении долгого времени. После этого, Абу Бакр перестал давать кузену денег, что было естественной ответной реакцией с его стороны. Но после этого поступка, Аллах ниспослал аят, в котором говорилось: «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут великодушны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный.»(24:22) Услышав эти строки, Абу Бакр засвидетельствовав о том, что он желает быть прощенным Всевышним, стал выплачивать кузену больше, чем выплачивал раньше.

Умение великодушно прощать - свойство, характерное сердцу, в котором есть вера. Описывая такие сердца, Аллах сказал в Коране «и тех, которые отстраняются (от совершения) тяжких грехов и мерзостей [еще более тяжких], а когда гневаются (на кого-либо), то прощают (его, надеясь на награду от Аллаха)» (42:37)

Постоянная готовность простить кого-то, должна исходить из того, что мы сами неидеальны и совершаем немало ошибок по отношению к другим людям. Но самое главное, смирение в наших сердцах должно исходить от чувства постоянной вины перед Всевышним. Кто мы по сравнению с Ним? Но, несмотря на все Свое Величие, Он прощает нас и днем и ночью. Как же мы, люди, можем не прощать других, при этом  надеясь на то, что Аллах простит нас? По этому поводу Посланник с.а.с сказал ««Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!» (этот хадис передали аль-Бухари 6013 и Муслим 2319.)

Надежда на Милость Аллаха должна постоянно мотивировать нас на умение прощать других. Надежда на Милость и на то, что в один прекрасный день мы войдем в наш долгожданный Идеальный Мир.

Отрывок из книги “Reclaim your Heart”, Yasmin Mogahed, 2012

Переводила с английского Меруерт Смагулова

 

0 комментариев