Невозможно всё знать!!!
Невозможно всё знать!!!
7 лет назад 3168 mahalla1.ru/

Если к вам обратились за советом – не спешите с выводами, а постарайтесь со всей широтой мысли взглянуть на проблему, и, если чувствуете, что вам не хватает знаний и опыта, то лучше сразу признаться в этом, нежели из страха показаться «незнайкой» давать неправильные ответы и рекомендации. Не бойтесь признаваться также в том, что вы чего-то не знаете!

Особенно это касается религиозных знаний, уровень которых у многих оставляет желать лучшего. 

Имам Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах) был одним из самых великих исламских учёных всех времён, основателем одного из четырёх мазхабов (93-179 гг. по хиджре). В лучших традициях нашей уммы имам Малик (да будет доволен им Аллах) понимал свои знания как ответственность, и поэтому мог сказать «ля адри» (я не знаю) или «ля ахсин» (я недостаточно хорошо это знаю) в ответ на постоянный поток вопросов, обращённый к нему. 

Однажды к нему пришел человек и сказал, что он прибыл из Марракеша – после шести месяцев пути – только чтобы задать ему вопрос. «У меня дома люди ждут вашего ответа», – сказал он. Выслушав вопрос, имам Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пожалуйста, передайте вашим людям, что я не знаю ответа на этот вопрос». 

Причиной такого необычного поведения было не что иное, как осознание своей огромной ответственности перед Аллахом. Это была осторожность человека, который стоит между Раем и Адом, опасаясь, что один неверный шаг может привести его к гибели. Он имел обыкновение советовать другим: «Перед тем, как дать ответ на вопрос о религии (фикхе), представь себе, что ты стоишь у ворот Ада и Рая». 

Разумеется, он был не одинок (в подобном поведении). Ибн Джаридж часто посещал маджлис (собрание) Абдуллаха ибн ‘Умара, (да будет доволен им Аллах): «В ответ на более чем половину вопросов он обычно говорил: «Я не знаю»». 

Ибн Абу Лайла видел 120 сподвижников: «Всякий раз, когда одному из них задавали вопрос, он желал, чтобы на него ответил кто-нибудь ещё». 

И подобная осторожность не ограничивалась только вопросами фикха (мусульманского права). В толковании Корана или хадисов они проявляли такую же предосторожность. 

Имам Муслим, чей «Сахих» был единодушно признан вторым по значимости сборником достоверных хадисов, поставил себе задачу только собрать хадисы, оставив работу по их толкованию другим. Он был так занят этим делом, что даже не стал делить книгу на главы, потому что такая классификация представляла бы собой толкование. 

Все они являлись авторитетными источниками исламской науки, посвятив свою жизнь её обучению и практике. Они очень хорошо понимали, какую огромную ответственность берёт на себя тот, кто утверждает нечто, начинающееся со слов: «Аллах сказал» или «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал». 

Ведь, если человек совершит (в этом случае) ошибку, это будет означать, что он возвёл ложь на Аллаха или Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Что может быть большим грехом, чем это! 

Они всегда помнили, что дать фетву без знания – харам. 

Также они помнили хадисы: 

Кто бы ни толковал Коран по своему разумению и пониманию, тот пусть готовит себе место в Аду.

 Св. хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, Насаи

 

Уже ошибся тот, кто сказал о Коране что-либо на основе своих умозаключений, даже если он и угадал.

Сунан ат-Тирмизи (5/200), Абу Дауд (3/320)

Поэтому, понимая всю ответственность за неправильную информацию, не спешите с ответом, а лучше скажите «Извините, но я не знаю» и порекомендуйте более сведущего и мудрого человека. 

Да вознаградит нас Наимудрейший Аллах полезными знаниями и соответствующей богобоязненностью!!!

0 комментариев