Интеллект мужчины и женщины
Интеллект мужчины и женщины
9 лет назад 6873 Musulmanka.ru
Ася Гагиева

Женский интеллект часто становится объектом для мужских насмешек, поводом для их ложного преимущества и даже причиной низкой самооценки женщин. Наверное, настало время расставить точки над «i» и пояснить всем, кто «в доме самый умный»...

Скажу только сразу, что читатель зря ожидает доказательства чьей-либо умственной ущербности, мужской или женской. Эта статья не для феминисток, она для тех, кто хочет знать правду.

1. Некоторые женщины умнее мужчин

Всевышний создал каждое творение наилучшим образом: все в природе гармонично, взаимозависимо и совершенно в том виде, в каком оно существует. В суре «Мульк» («Власть») в 3 аяте говорится: «Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» «Трещин» не найдет твой взор и в других творениях Всевышнего. Но откуда тогда убежденность в слабости женского интеллекта, в несовершенстве ее ума?

От Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не видел я никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!» Женщины спросили: «О Посланник Аллаха! В чем же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток ума?» Он ответил: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они ответили: «Да». «Это и указывает на недостаток ее ума», — сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И добавил: «А разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда у нее начинаются месячные?» И вновь женщины ответили: «Да». «А это указывает на ее несовершенство в делах религии», — сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Бухари)

Некоторые ученые сказали относительно этого хадиса, что он будет заблуждением кроме как для факихов (ученых), которые имеют правильное понимание его. Ибн Касир сказал также относительно ума женщины: «Существуют женщины, которые умнее некоторых мужчин, но это не является общим правилом, и подобные женщины вовсе не большинство. Шариат же основан на общем и наиболее обыденном. Недостаток женщин в уме не значит, что они сумасшедшие, а то, что они зачастую основываются на своих эмоциях, и это происходит чаще с женщинами, нежели с мужчинами. Это будет отрицать только невежда».

Возвращаясь к хадису, стоит, во-первых, напомнить, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обозначил конкретные причины религиозной и умственной неполноценности женщин, а именно — то, что прекращается религиозная практика во время месячных, и то, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины.

Во-вторых, оглянитесь вокруг. Разве вы можете сказать, что все мужчины вокруг вас превосходят всех женщин в уме и религии? Нет. Только некоторые мужчины превосходят женщин в уме и религии, но есть также и женщины, превосходящие своим умом и верой мужчин. Так что пол дает возможности, но не дает гарантий ни ума, ни религии.

2. Женщины-ученые Ислама

Для многих наверняка будет новостью тот факт, что некоторые исламские ученые-мужчины обучались религиозным наукам у женщин. Приведем имена некоторых из этих женщин.

Карима бинт Мухаммад бинт Ахмад аль-Маруазия (363-463 г.х.) — известная мухаддис, у которой учились Хафиз Хатыб аль-Багдади, Абу Абуллах Мухаммад ибн Наср аль-Хумейди, Хафиз Абу Толиб Хусейн ибн Мухаммад Аз-Зейнаби, Абуль-Махасин аль-Мисри и другие. Она была передатчиком Сахиха аль-Бухари, и ее имя тесно связано с этой книгой.

Мухаддиса Умм Кирам — посвятила свою жизнь требованию и передаче знаний. Абу Бакр ибн Мансур сказал: «Я слышал, кК мой отец упоминал Кариму и сказал: «Видел ли когда-либо человек подобную Кариме?»

Умм Зейнаю Фатима бинт Айаш (714 г.х.) — одна из наиболее достойных и знающих женщин своего времени. Она посещала маджлисы многих великих ученых Ислама, которых восхищали ее ум, проницательность, рассудительность и стремление к знаниям. Она была известна среди жителей Дамаска своими познаниями, а после того как переселилась в Каир, слава о ней распространилась еще больше. Умерла в ночь Арафа в 714 году.

Зейнаб бинт Камаль (740 г.х.) — мухаддиса. Требовала знания у таких ученых как Мухаммад ибн Абдуль-Хади, Хатыб Марда Ибрахим ибн Халиль, Абу Фахм аль-Дейлани, Ахмад ибн Абдуддаим. Она была единственной, кто получил иджазу от Ибрахима ибн Махмуда ибн аль-Хейр, Зейнаб аль Бакдарии, а также от Абу Насра ибн Алика, Ибн Муна ан-Нахрауани, Абдуль-Холик Ан-Наштабари и от многих других ученых, живших в разных уголках исламского мира. Зейнаб не только получала, но и передавала знания. Среди ее учеников имам Аз-Захаби.

Дахма бинт Яхъя (837 г.х.) — автор важных трудов в области усуль-фикх. Из них — шарх на книгу «аль-Азхар» в четырех томах, шарх «Манзуматуль Куфи», «Мухтасар Мунатаха фи усуль аль-фикх», «Дауахир». Требовала знания у своего брата имама Ахмада ибн Яхъи.

Фатима бинт Имам аль-махди Ахмад ибн Яхъя. Факиха, супруга имама Мутахара. Он обращался к ней в тех случаях, когда у него не было ответа на вопрос своих учеников. Когда он выходил от нее с ответом, ученики шутливо говорили: «Этот ответ не от вас, а от той, которая за занавесом».

Айша бин Юсуф аль-Бауния (922 г.х.) — одна из благороднейших женщин-ученых Ислама. Автор множества шархов и книг в области фикха, наху, ильм аль-уруд и других наук. Обучалась в мадрасах Дамаска и Каира.

Умма Абдуль Уаххаб бин Кады Хусейн ибн Исмаиль аль-Махамили. Хафиза Корана, ученая в разделах фикха, наху, ильм аль-фараид. Была одной из самых знающих факыхов своего времени в шафиитском мазхабе. Давала фетвы наравне с другими учеными того времени.

Это лишь некоторые светочи-женщины Ислама, которые нам известны. Но вспомним благородную Хадиджу, Аишу, Фатиму бинт Мухаммад и других великих женщин Ислама? Разве их женская сущность помешала им быть в числе благородных, знающих, религиозных? Многие ученые мужчины учились у женщин. Например, имам Аз-Захаби, имам Аз-Зухри, имам Малик, имам Ахмад, Абу Яъля, Абу Саъд ас-Самаани, Хафиз ибн Хаджар, ибн Асакир, Ибн Джаузи, Ибн аль-Кайим и многие другие из числа великих имамов всех времен. Ибн Асакир требовал знания у 80 ученых женщин.

Это лишь некоторые женщины-светочи Ислама, не говоря уже о матерях правоверных, женах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также благородных сподвижницах и праведных родственницах первых мусульман.

С точки зрения науки, интеллект женщин более «усреднен». «На пальцах» это можно объяснить следующими словами: самая глупая женщина гораздо умнее самого глупого мужчины, но самый умный мужчина намного умней самой умной женщины. Мужской интеллект «склонен» к крайностям: от гениев до полных дураков, чего не встретите среди женщин.

С точки зрения науки...

Судя по тестам, измеряющим интеллект, мужчины немного умнее, но не настолько, чтобы делать смелые выводы. В любом случае есть большое число женщин, обгоняющих мужчин по интеллекту. Например, самый умный человек на свете — женщина, Мерилин вос Савант, американская писательница, драматург, журналист. По другим данным, самая умная женщина планеты, болгарка Даниэла Симидчева, имеющая 5 степеней магистра, IQ 192 и троих детей.

С каждым годом разрыв между мужчинами и женщинами в интеллекте сокращается. Если сто лет назад в большинстве стран женщина отставали от мужчин по общему интеллекту на 5 единиц, то сегодня во многих странах женщины уже обгоняют мужчин. Например, данные по России: уровень интеллекта мужчин 100,01 баллов, женщины — 99,86.

ИНТЕЛЛЕКТ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ 3

Постановка вопроса — кто умнее, женщины или мужчины, — неправильна. Правильней спросить: кто в чем компетентней? Ведь вдумайтесь сами, если Всевышний не дал женщине большого ума, то наверняка не потому, что хотел ее унизить или чтобы сделать ее неполноценной, а потому что он ей... Может, женщине это просто не нужно. По крайней мере, в тех делах, для которых предназначены мужчины. Например, управление государством, армией, общиной. Может, нам это просто не нужно? Зато мы более компетентны в других областях. Женщина в рамках человеческой популяции обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, то есть женщины ориентированы на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда — большая психическая устойчивость и усредненные параметры психики.

Исследования также показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин действительно чаще встречаются «крайние» показатели, либо превышающие средний уровень, либо ниже него. У женщин выше эмоциональный интеллект. Они легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они в то же время более подвержены воздействию популяционных и видовых закономерностей. Поведение женщины биологически детерминировано.

Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при меньшей способности к выживанию. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные особи.

Ум умом, а уважение?

Для некоторых мусульманок хадис о недостатке в уме подобно доказательству их неполноценности. Если таковые встречаются среди моих знакомых, я их спрашиваю: «Неужели ты думаешь, что Всевышний обидел бы кого-либо из Своих творений или сделал бы его ущербным?» На самом деле убеждение в неполноценности женщин и следующее за этим презрение к ним — это тонкий намек на то, что Всевышний создал Свое творение ущербным. Может ли такое быть? Нет.

Всевышний дал преимущество женщинам в одном и мужчинам в другом. У тех женщин, чья «миссия» лежит за пределами семьи, кухни и отношений, уровень интеллекта соответствующий. Но как бы там ни было, какой бы у женщины не был «айкью», уважение к ней должно быть безусловным. Уважение к женщине должно быть безусловным. Хадис о неполноценности не указывает, что ее можно не уважать, не ценить или принижать ее достоинство.

Женщина прекрасна в том виде, с такими способностями, с которыми она рождена на свет. Женщина заслуживает безусловного уважения, любви и заботы независимо от уровня ее интеллекта. Потому что мужчины посланы попечителями женщин, а не их тиранами и насильниками (в том числе и психологическими).

Это важно понимать, чтобы мужчина не превозносился над женщиной и чтобы женщина не чувствовала себя ущербной. Потому что неправильное толкование хадиса может приводить как раз к таким бедствиям. И вообще, умный мужчина не будет превозносить самого себя на основании того, что женщина «глупее». Тот мужчина, который не верит в ум и достоинство женщины, наверняка сам испытывает недостаток и того и другого.

1 комментарий