Кто такие ашариты?
Кто такие ашариты?
2 года назад 1423 www.tavhid.ru
Абу Али аль-Ашари

Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе.

Мы живём в смутное время, когда многие положения Ислама, которые были понятны мусульманам на протяжении всей истории нашей религии, стали вдруг непонятными. Это коснулось даже самой основы нашей религии – акыды.

У сект, которые после развала Халифата благодаря финансовой поддержке врагов Ислама уже не один десяток лет распространяют свои брошюрки, есть только одна задача: заставить нас ненавидеть свою историю и внушить нам, что умма практически всё время заблуждалась. Они хотят также внушить нам, что проповедники, которые получают зарплату из нефтедолларов некоторых стран Персидского залива, обладают знанием истины и могут ей обучить.

Они добиваются того, чтобы мусульмане отвернулись от традиционных богословских школ в акыде, фикхе и тасаввуфе и стали считать их ересью, хотя именно они написали большую часть книг по всем разделам исламских наук. А если мусульмане забудут свою историю и своё духовное наследие, им можно будет внушить любую ересь – например, убеждение, что Аллах сидит на Троне на небе.

Ключевое понятие, против которого ополчились заблудшие, – это «ашаритская акыда». Какими только эпитетами сегодняшние продолжатели дела ибн Таймийи не награждали эти убеждения! Они называли ашаритскую акыду «греческой философией», «джахимизмом», «безбожием», «атеизмом»...

Один из современных продолжателей этого дела, Сафар Хавали, был настолько ослеплён ненавистью к истинной акыде, что сказал: «Ашариты, аллегорически толкующие отдельные слова в Коране, хуже исмаилитов», – хотя все мусульмане единодушно выносят такфир исмаилитам. Этот заблудший счёл, что подавляющее большинство мусульманских алимов хуже исмаилитов!

В общем, пытаются внушить молодёжи животную ненависть к алимам-ашаритам и отстранить сердца мусульман от чтения ашаритских книг – ведь, прочитав их, любой разумный человек разберётся во всех заблуждениях современных муджассима и осознает величие ашаритской акыды.

В рамках этой небольшой статьи мы попытаемся объяснить, кто такие ашариты, и доказать, что ашаритская акыда – это и есть мазхаб сахабов и саляфов, а не выдумки философов, которые отвергали многие положения Корана и Сунны. Как может быть иначе, ведь именно ашариты победили философов в диспутах и свели на нет влияние мутазилитов! Как ашариты могли быть философами, если сами выносили такфир тем, кто разделял убеждения Платона и Аристотеля?

Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Ашари в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет наставления, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее, они были единогласны относительно основных источников (Коран, Сунна, иджма и кыяс). Вероубеждение, сформулированное имамом Ашари, основано на Коране, Сунне и пути саляфов. Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам Ашари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама.

Он отстоял убеждения сподвижников

Имам Таджуддин ас-Субки пишет («Табакату Шафиийя аль-Кубра», том 3, стр. 365): «Знай, что Абуль-Хасан [аль-Ашари] не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял [в спорах] и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом».

Затем он [Субки] разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы: «Шейхуль-ислам Иззуддин ибн Абдуссалям сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним».

Аль-Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, алим третьего поколения последователей имама аль-Ашари, пишет: «И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Ашари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих учёных зиждется Шариат». 
(Аль-Хафиз ибн Асакир, «Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 103; Субки, «Табакат», 3, стр. 397).

Имам аль-Ашари не создал пятый мазхаб

Аль-Хафиз ибн Асакир пишет: «Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Ашари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб ахлю-с-сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырёх имамов и других алимов ахлю-с-сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, от мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббихитов и других заблудших. Именно имам Ашари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Ашари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям.

Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретёт счастье, и каждый, кто отвернётся от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути являются ашаритами. И муваххиду (т. е. тому, кто верит в Единство Аллаха в Его сущности, атрибутах и действиях) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь» («Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 359).

Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам Ашари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.

Имам аз-Забиди пишет: «Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших» («Итхаф», том 2, стр. 7).

Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари и другими великими знатоками вероубеждения ахлю-с-сунна валь-джамаа!

Предсказание Пророка (мир ему и благословение)

И в завершение приведём доказательство, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.

Ибн Асакир в «Табиин аль-казб аль-муфтари...» пишет, что, когда был ниспослан аят (смысл): «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (сура «Аль-Маида», аят 54), – Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aшари, так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Вся хвала Аллаху, Господу Миров!

0 комментариев