Экономический вызов Умме
Экономический вызов Умме
7 лет назад 3307 islameconomy.ru/
Муфтия Мухаммад Таки Усмани

Предлагаем вашему вниманию статью известнейшего шариатского учёного в области исламских финансов Муфтия Мухаммада Таки Усмани, в которой раскрываются ключевые проблемы современной мусульманской Уммы в экономике и предлагаются пути их решения через призму установлений исламской религии. Статья является переводом краткого содержания выступления Мухаммада Таки Усмани на Международной конференции Всемирного мусульманского конгресса. 


Девятнадцатый век ознаменовался как век политического угнетения, когда могущественные западные страны фактически поработили большинство азиатских и африканских стран, среди которых оказалось и множество мусульманских стран. Нынешний век (автор писал статью в XX веке – прим. ред.), который близится к своему завершению, ознаменовался последовательным освобождением этих стран от гнёта западного империализма. Однако, несмотря существенные успехи в достижении политической свободы, мы так и не смогли преуспеть в достижении независимости на интеллектуальном, экономическом и стратегическом уровнях. Именно поэтому исламская Умма так и не вкусила плодов полученной политической свободы. 

Сейчас исламский мир смотрит на будущий (XXI – прим. ред.) век с надеждой на то, что он принесёт полноценную независимость и мусульмане займут должное место среди других народов, и смогут свободно жить, следуя Священному Корану и Сунне Пророка, мир ему и благословение. 

Однако эта надежда не может быть воплощена в реальность одними лишь мечтаниями. Для обретения полноценной свободы мы должны много и усердно работать, даже усерднее, чем это делалось для достижения политической свободы. Мы должны пересмотреть свою стратегию и иметь хорошо проработанный план, единую позицию и революционный настрой. В данной статье мне бы хотелось остановиться на двух важных аспектах. 

Добровольная зависимость 

Общеизвестно, что основная экономическая проблема Уммы – это зависимость от других стран. Большинство мусульманских стран занимают у богатых стран Запада огромные суммы денег под проценты. Некоторые страны вынуждены прибегать к ростовщическим займам извне не только для реализации каких-либо экономических проектов, но так же и для покрытия своих текущих расходов, и, что ещё хуже, для выплаты процентов по своим старым займам, что с каждым днём только увеличивает их долговую зависимость, создавая порочный круг, из которого нет выхода. 

Зависимость от внешних займов – это основная болезнь нашей экономики, которая не только разрушает нашу экономическую жизнь, но также вредит нашему самоопределению и заставляет нас подчиняться требованиям наших кредиторов, иногда ценой наших общих интересов. Не секрет, что государства-кредиторы навязывают свои условия, прежде чем выдать займ. Эти условия ставят нас под постоянное внешнее давление, которое останавливает нас перед достижением собственных интересов и принуждает нас следовать политике, навязанной извне. Дурные последствия зависимости от внешних займов весьма очевидны и не требуют дополнительных разъяснений. 

Согласно исламу, долговая зависимость является неприемлемым явлением, оправданием для которой может быть лишь крайняя нужда. Пророк, мир ему и благословение, отказывался совершать погребальную молитву за человека, который умер, не рассчитавшись с долгами. 

Более того, исламские правоведы даже ставили под сомнение дозволенность получения подарков от немусульман для правителя исламского государства. Положение, при котором получение подобных подарков рассматривалось как дозволенное, было определено только как тогда, когда это не влекло за собой никакого влияния на интересы Уммы. 

Исламские принципы требуют от мусульман избегать внешних долгов, даже во времена трудностей. Однако существующая долговая зависимость вызвана не недостатком наших ресурсов. На самом деле мусульмане никогда не были столь богаты ресурсами, как сейчас. Мы занимаем важные стратегические территории планеты. Мы объединены общей географической цепью от Индонезии до Марокко, которая прерывается только Индией и Израилем. Мы производим около 50% нефти в мире. Свыше трети экспорта полезных ископаемых приходится на мусульманские страны. Более того, деньги, вложенные нами только в западные страны превышают по своей сумме долги всех мусульманских стран. Согласно недавнему отчёту Исламского банка развития, суммарный объём внешнего долга стран-членов Исламского банка развития в 1996 году составил 618,8 миллиардов долларов. Вклады и активы мусульман, хранящиеся в западных странах, значительно превышают данный объём. Очевидно, что не существует достоверной статистики по подобным вложениям, так как их хозяева стараются не раскрывать себя. Однако эксперты оценивают их на уровне между 800 и 1000 миллиардов долларов, из которых 250 миллиардов долларов были изъяты арабскими странами после войны в Персидском заливе. Фактически это означает, что мы занимаем часть своих же денег, но уже под больший процент. 

И даже если это кажется преувеличением, сложно отрицать, что если эти большие суммы денег хранились и должным образом использовались бы в исламском мире, Умма не была бы вынуждена влезать в долги на более чем 600 миллиардов долларов. 

Мы находимся в долговой зависимости добровольно и никого не можем в этом обвинять, кроме самих себя. Мы даже никогда не пытались изучить факторы, лежащие в основе оттока нашего капитала. И мы никогда не пытались устранить эти факторы и вселить уверенность в наш народ. Мы не можем избавиться от наших коррумпированных и несправедливых налоговых систем. Мы не готовы к созданию привлекательной атмосферы для инвестиций. Мы не можем обеспечить наши страны стабильной политической системой. Мы не работаем над созданием возможностей для здорового использования капитала и, самое главное, мы не смогли мобилизовать дух исламского единства и силу исламской Уммы как единого целого. 

Эта трагическая ситуация не может быть изменена дорогостоящим празднованием пришествием нового века. Мы должны серьёзно относиться к вызовам времени. Мы должны найти пути и средства экономического и политического лидерства для освобождения от внешней зависимости. И мы имеем необходимые ресурсы для этого. Всё, что нам необходимо - это разработать политику, позволяющую сохранять и использовать богатства Уммы внутри исламского мира и развивать исламское братство, а также взаимопонимание и взаимопомощь. 

В Коране говорится: "Верующие – братья". Предписания Корана и учение Пророка требуют от нас, чтобы исламская Умма действовала как единый организм. Географические барьеры не должны разделять нас на разные нации с противоречащими интересами. Политические границы между нашими странами уместны только для внутренних административных дел, но все исламские страны должны иметь единую позицию как минимум по общим целям исламской Уммы перед лицом внешнего мира. 

Прошли те времена, когда уникальные технические знания были монополией стран Запада. На сегодняшний день интеллектуальные ресурсы мусульман позволяют обеспечивать наши ближайшие потребности. Нам лишь необходимо найти и раскрыть эти интеллектуальные ресурсы, и направить их на службу Уммы. 

Однако всё это требует объединённых усилий от лидеров наших стран. Это самый большой вызов для них. И они должны принять его, не только для пользы Уммы, но и в целях собственного выживания. В этом отношении огромная ответственность лежит на плечах Организации исламского сотрудничества, которая должна взять инициативу в свои руки и создать исламский кадровый резерв, способный разработать новую политику для единой Уммы. 

Реструктуризация нашей экономической системы 

В двадцатом веке мир увидел расцвет коммунизма, конфликт между коммунистическими и капиталистическими странами и последующее падение коммунизма. Капиталистические страны праздновали падение коммунизма, так как это выглядело как эмпирическое подтверждение их собственной победы не только на политическом уровне, но и на уровне идеологии. В действительности же коммунизм основывался на эмоциональной реакции на некоторые отрицательные элементы капиталистической системы, в особенности на неравномерное распределение богатства, которое имело место в капиталистических странах на протяжении веков. Причиной падения коммунистических режимов было не то, что их критика в отношении проблем капитализма оказалась ложной. Скорее оно произошло по причине врождённых недостатков самой системы, которая предлагалась в качестве альтернативы. Капиталистические экономики до сих пор страдают от неравномерности распределения богатств. До сих пор существует огромный разрыв между имущими и неимущими, и бедность среди изобилия – до сих пор основная проблема их экономики. Это реальные проблемы, порождённые капитализмом, и если они не будут должным образом разрешены, может последовать новая реакция, которая может быть даже более агрессивной, нежели коммунизм. 

Поэтому мир остро нуждается в Третьей экономической системе. Исламская Умма способна работать над созданием подобной системы, основываясь на исламских принципах. Экономические принципы, заложенные Кораном и Сунной Пророка, мир ему и благословение, вполне способны решить основные экономические проблемы современного мира. Эти принципы полностью одобряют частную собственность и рыночную экономику и при этом обеспечивают хорошо продуманную и справедливую систему распределения, которая способна устранить неравенство и создать баланс между получением прибыли и общественными интересами. Главной ошибкой коммунизма было то, что, негодуя по поводу несправедливых элементов капитализма, коммунистическая система выступила против институтов частной собственности и рыночных отношений и взяла за основу утопическую идею плановой экономики, которая является противоречащей естеству, а также искусственной и деспотичной. Противодействие индивидуальной свободе уничтожило личную мотивацию в производственных силах, а основные силы государства тратились на контроль жизни общества. 

На самом деле частная собственность и рыночные отношения никогда не были причиной несправедливости и неравенства в капиталистической системе. Основной причиной возникновения неравенства в капиталистических странах было отсутствие критериев для различения между справедливыми и несправедливыми доходами. Ростовщичество, азартные игры, спекулятивные операции, а также средства, позволяющие эксплуатировать низменные чувства людей для получения огромных прибылей были признаны приемлемыми. Следствием этого стало появление монополий, которые парализуют силы спроса и предложения или, как минимум, значительно препятствуют им. 

Ирония заключается в том, что с одной стороны капиталистическая теория настаивает на принципе laissez-faire (принцип невмешательства), а с другой стороны, дозволяя указанные инструменты, приводит в действие механизм, который противодействует рыночным силам, посредством создания монополий, которые диктуют свои условия большей части общества. 

Система ссудного процента благоприятствует крупным предприятиям, которые используют капитал простых людей, вложенный в банки, для получения высоких прибылей, от которых этим людям достаётся лишь незначительная часть в виде фиксированного процента, который впоследствии так же возмещается за их счёт в форме заложенных затрат на капитал в наценке на товар. На макроуровне это означает, что богатые люди всегда используют деньги вкладчиков для собственной выгоды и, на самом деле, ничего не платят за это, так как процентные платежи всегда закладываются в стоимость товара. Аналогично, азартные игры являются основным инструментом для присвоения богатства тысяч людей в руках нескольких человек и развития ложных мотивов, основанных на зависти к незаработанным доходам. Спекулятивные сделки так же являются одним из основных источников беспорядка в рыночной системе, которые приводят к неравномерному распределению материальных благ. 

Ислам же не просто одобряет рыночные отношения, но и обеспечивает механизм их жизнеспособности, предотвращая влияние монополий. Это достигается за счёт двух видов контроля над экономической деятельностью. 

Во-первых, это достигается посредством ограничения процесса получения доходов конкретными нормами, ясно разъясняющими дозволенное и запретное (халяль и харам). Эти предписания направлены на противодействие монополизации и ограничение несправедливых и аморальных видов заработка, в результате чего коммерческая деятельность направляется исключительно на интересы общества. В контексте нужд современной экономики, где сбережения членов общества направляются на стимулирование развития, использование механизмов мушарака и мудараба взамен ростовщичества позволит простым людям разделить плоды экономического развития, что принесёт процветание обществу в целом и уменьшит разрыв между богатыми и бедными. 

Во-вторых, институты закята и садака, а также прочие финансовые обязательства обеспечивают распределение доходов среди людей, которые не могут обеспечивать себя должным образом в силу недостаточности рыночных возможностей. Посредством данного двойного контроля, богатство находится в постоянном обращении и возможности для его концентрации в одних руках практически полностью устранены. 

Однако нашей главной проблемой является то, что принципы исламской экономики до сих пор существуют лишь в форме теории, не имея живого примера. Исламские страны не делали попыток построить свою экономику на исламской основе. Большинство из них до сих пор следуют капиталистической модели, да и то в неполноценной форме, что делает их экономическую атмосферу значительно хуже, нежели в развитых капиталистических странах. К сожалению, несмотря на то, что мы имеем ясные предписания со стороны ислама, неравенство в исламских странах выражено даже значительно более остро, нежели в западном мире. 

Эта трагическая ситуация не может продолжаться вечно. Если мы не готовы исправить направление нашего развития, последовательность естественных процессов приведёт к революционному выходу (статья написана в конце XX века, т.е. до т.н. «арабской весны» - прим. ред.). Если же мы хотим избежать подобных революций и их ужасающих последствий, нам необходимо перестроить нашу экономическую систему в соответствии с принципами Корана и Сунны. Наш успех в воплощении примера на исламских принципах будет лучшим подарком для человеческого общества и настоящим открытием века. Я надеюсь, что если принципы исламской экономики будут искренне воплощаться в реальность, мир станет к ним более восприимчивым, нежели это было ранее. 


Данная статья является переводом краткого содержания выступления Муфтия Мухаммад Таки Усмани на Международной конференции Всемирного мусульманского Конгресса. 

Источник: The Economic Challenge for the Ummah 

Перевел Искандер Исхаков 
Исполнительный директор ЦРИЭФ
0 комментариев