Богатеть или продолжать завидовать
Богатеть или продолжать завидовать
2 года назад 2121 umma.ru/
Шамиль Аляутдинов
Современные российские (и не только) мусульмане (особенно ничем не отличающиеся от среднестатистического россиянина) часто, становясь религиозно-практикующими, смотрят на подстрочные переводы текстов Корана или Сунны через призму собственной душевной нищеты, убежденности в ограниченности возможностей, из страха перед богатством (налоги, бандиты), а особенно из страха перед завистью и недругами, которые, учитывая нашу российскую ментальность, приумножаются в жизни человека по мере становления его более богатым и влиятельным. Это печально, но факт.
 
Известный психолог Эрик Берн считал, что на человека огромное влияние оказывают сказки, прочитанные в детстве. Я бы добавил еще — фильмы, которые он любил смотреть в юности. Потом человек может неосознанно повторять судьбу героев, копировать их.
 
Сказки российских народов часто связаны с бедностью и богатством и больше склонны превозносить бедность. Поэтому большинство кичатся своей бедностью, пропивая с горя последнюю копейку и ругая власть через экран телевизора либо на митинге. Богатые же часто испытывают скрытое чувство вины, борясь с ним порой показной роскошью. В каких-то случаях имеющие высокий достаток сами провоцируют собственное разорение. Многие россияне не могут разбогатеть, так как в тайне стыдятся иметь деньги и сами выбирают роль неудачников — в их любимых сказках, мультиках или фильмах бедные всегда были хорошими.
  

Выученная беспомощность

 
«Зависит ли ваше чувство свободы от вас самих или от обстоятельств? Люди старшего возраста в основном убеждены, что свобода больше связана с внешними обстоятельствами, чем с действиями самого человека. «Так проявляет себя феномен выученной беспомощности, — объясняет экзистенциальный психолог Евгений Осин. — Когда человека долго приучают к тому, что происходящее связано не с его поступками, а с волей начальства, ситуацией в стране или случайностью, он привыкает к тому, что качество его собственной жизни зависит от других людей. В результате он отказывается прикладывать усилия даже в тех вопросах, которые мог бы решить сам, и в целом теряет надежду изменить свою жизнь». Наши убеждения и наши жизненные обстоятельства тесно связаны. «Как только мы внутренне занимаем позицию свободного человека, мы перестаем принимать обстоятельства нашей жизни как непреложную данность и начинаем видеть перед собой разные возможности, за осуществление или отказ от которых мы несем ответственность перед самими собой, — поясняет Евгений Осин. — Это не так уж легко, однако чем дольше мы откладываем выбор свободы на будущее, тем меньше времени у нас остается для того, чтобы создать для себя и прожить действительно хорошую жизнь» /1/.
 
Чтобы реализовать на собственном примере такие коранические смыслы, как, например: «[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства /2/ на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других, созидая], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Аллах (Бог, Господь) [многократно] удваивает тем, кому пожелает» (см. Св. Коран, 2:261) — нужно быть и сильным, и умным, и богатым. Но это непросто, а тем более если ты не веришь в успех и твоя молитва: «богатые — плохие, воры и обманщики, а я набожный, мне хотя бы на кусок хлеба заработать, оплатить коммунальные расходы и иметь возможность больше молиться и поститься».
 
В том-то и дело, чтобы добиться чего-либо, нужны ежедневные и целенаправленные усилия на протяжении лет, несмотря на проблемы, создаваемые недругами, завистниками и подобными им (а ведь с точки зрения мусульманских ценностей все они — Божий дар, который следует превратить в ступень для подъема себя на новый уровень еще здесь, в земной обители). Становление сильным, умным и богатым — сложный и трудоемкий процесс. Легко «скромно» оставаться беззащитным, немощным и нищим, «искренне» моля Бога о помощи и постоянно намекая другим, чтобы подали на пропитание, ведь «я мучаюсь, страдаю ради Аллаха, а они жируют и грешат». Слабохарактерность и внутренняя глубокая неуверенность в себе, нежелание встать, выбрать свой путь и идти им, надевание на себя накидки набожности — «строгого» ритуального поклонения, слыша только аят о том, что «джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться» (см. Св. Коран, 51:56), в оправдывающей свое безволие собственной интерпретации. А кто-то другой, «боец» (иванушка-дурачок, несколько лет на печи проспавший, а потом решивший пойти и Змея-Горыныча победить) пропитывается ожесточенной неприязнью к «неверным» и готов даже себя взорвать, лишь бы быстрее в Раю оказаться (так утверждали российские СМИ лет десять назад, игнорируя коранический текст о том, что разбойники и убийцы жестоко наказываются в земной обители и отправляются в Ад в вечности) /3/.
 
У кого есть хоть немного силы воли, целеустремленности и, конечно же, веры во всемогущего Господа миров и в себя, свои возможности, слышат наставления Корана и Сунны о том, что в этой жизни следует силой молитвы и силой сосредоточенного труда добиваться всего, и умело, с перспективой на будущее, делятся этим с другими, даря им не рыбу, а удочку и тратя время, силы, деньги на то, чтобы научить их пользоваться ею.
 
Здесь приведу несколько хадисов, высказываний пророка Мухаммада /4/:
 

Сила

 
«Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» /5/.
 

Ум

 
«Преимущество ученого /6/ перед [просто] поклоняющимся /7/ подобно моему [как заключительному Божьему посланнику] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на Земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]» /8/.
 
«Мудрость — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, — берет» /9/.
 

Богатство

 
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Прощайте промахи и ошибки щедрому человеку! Воистину, Господь берет его за руку [поддерживает его, даруя жизненное равновесие] всегда, когда тот оступается» /10/.
 
«Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности /11/], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка /12/, и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью! /13/]» /14/.
 
Коран и Сунна призывают нас быть сильными, умными и богатыми. Но услышать это современный россиянин сможет лишь, скинув с себя лохмотья подсознательной выученной беспомощности, бессилия и нищеты.
 
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

 /1/ Алла Ануфриева. Что такое чувство свободы? Psychologies. № 95, январь 2013. С. 31. 
/2/ В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени — одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий. 
/3/ «Воистину, наказание тем, кто воюет против Бога и Его посланника [то есть кто воюет против мирного населения], чинит преступления на земле [творит беззаконие, террор], — жестокое умерщвление [за убийство], или распятие [и смерть за грабеж и убийство], или отсечение рук и ног накрест [за грабеж], или изоляция от общества [ссылка, тюремное заключение за угрозы и устрашения]. Это — унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет серьезное наказание» (Св. Коран, 5:33). 
/4/ Остальные вы можете найти в моем богословском переводе смыслов Священного Корана и в книге «Высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)». 
/5/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34— (2664). 
/6/ Под словом «ученый» подразумевается специалист в какой-либо из областей науки (то есть не только богослов), которая приносит пользу обществу. Этот человек как себя приобщает к новым познаниям, оттачивает мастерство, повышает квалификацию, так и передает эти знания другим, то есть от него и его грамоты есть польза для других людей. При этом подразумевается именно тот ученый, который обязателен пред Богом в соблюдении религиозной практики, ее обязательного минимума. 
/7/ Под словом «поклоняющийся» подразумевается тот, кто, имея необходимый для жизни минимум познаний, посвящает свое свободное время поклонению Творцу, дополнительным молитвам-намазам, дополнительному посту или паломничеству. То есть его религиозность проявляется не более чем в совершении ритуалов. 
/8/ См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 193, хадис № 1388; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 758, хадис № 2690, «хасан сахих». 
/9/ Подробнее см., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571. 
/10/ Хадис от Ибн ‘Аббаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 85, хадис № 1364, «сахих». 
/11/ «[Учтите, что] в душах людских много скупости, жадности» (см. Св. Коран, 4:128). 
/12/ В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).
«Скупость сушит душу, а расточительность топит ее» (А. К. Дойл). 
/13/ Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. В мусульманской культуре это относится к допустимому. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 475. 
/14/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.

0 комментариев