Четыре основы воспитания
Четыре основы воспитания
9 лет назад 1707
Кайрат Жолдыбайулы

Как наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воспитывал детей?[1]

Как-то раз житель Медины приволок к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мальчика, который сбивал камнями его финики.

Этим мальчиком был Рафи` ибн Амр, который, не смотря на свой юный возраст, уже был мусульманином.

Хозяин сада был очень рассержен. А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), напротив, был очень спокоен. Он обратился к мальчику: «Сынок! Зачем ты сбивал финики камнями?»

- Я очень проголодался. И мне захотелось фиников.

- Ты бы мог съесть то, что упало на землю. В следующий раз так не делай. Ты понял меня?

Затем, погладив мальчика по голове, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился ко Всевышнему с молитвой: «О Аллах! Насыти этого мальчика».[2]

Теперь следует сделать психологиеский разбор данного случая и дать, с педагогической точки зрения, оценку действиям Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Во-первых: почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), зная о проступке мальчика, не стал ругать его? Да потому, что более важно показать ребенку свою любовь, нежели ругать его за совершенный им проступок.

Давайте остановимся на этом действии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рациональность которого  подтверждена в  психологической науке.

 

Мягкое обращение с ребенком и проявление любви к нему

Основой воспитания ребенка является проявление к нему любви и доброты.

В любви и доброте особенно нуждаются маленькие дети. Не будет преувеличением, если скажем, что дети развиваются благодаря проявления по отношению к ним любви.

Обычно ребенок особо любит того, кто добр с ним. Ребенок все время тянется к нему. Если его нет, то начинает искать его. Неосознанно боясь лишиться его доброты и ласки, старается слушаться его.  Ведь ребенок всегда тянется к тому, кого он любит.

Из этого следует, что  любовь к ребенку является основным правилом его воспитания.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проявлял любовь ко всему человечеству. Он любил практически всех. Имел особый подход к каждому своему сподвижнику, вследствие чего, каждый из них думал: «Я являюсь самым любимым человеком для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Но любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к детям была особой. И случай с Рафи` ибн Амром, приведенный выше, тому доказательство.

Представьте себе, каково было состояние мальчика, когда рассерженный хозяин сада тащил его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Скорее всего голова испуганного мальчика была забита следующим мыслями: «Ох, что же теперь будет со мной? Как меня накажут?» Но первым и самым теплым словом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который к тому же погладил его по голове, было: «Сынок!»

Мы не отрицаем особого значения наказания в деле воспитания ребенка. Но мы не должны упускать из виду значимость, с целью воспитания ребенка, проявления к нему доброты.

 «Прежде чем наказать ребенка, мы должны дать ему наставление». Ведь в большинстве случаев ребенок не осознает своей вины. В таких случаях от ругани больше вреда, нежели пользы.

Как бы там ни было, поглаживание ребенка по голове, поцелуй, обнимание, похлопывание его по спине или же убаюкивание, благотворно влияет на ребенка. Ребенок начинает чувствовать любовь взрослого и проникается к нему чувством благодарности и доверия. Он воспринимает человека, который обнимает его и гладит его по голове, своим защитником.

Учеными доказано, что у ребенка, которого не обнимают, не целуют и т.п., то есть который обделен добротой взрослых, бывают психологические отклонения.

Родители или любой педагог  знает что, на ребенка более действенна ласка, доброта, поглаживание, нежели долгая ругань и наставление, с целью объяснения порицаемости того или иного поступка. Ведь в добром общении с ребенком кроются чувства, которые невозможно передать посредством слов.

В случае с Рафи` ибн Амром, который был перепуган ожиданием наказания за свой поступок, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в первую очередь проявил  доброту. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не только сказал ему теплые слова. Поглаживание головы Рафи` ибн Амра означали: «Не бойся! Я защищу тебя». И в следствии этого в сердце мальчика появилось чувство радости. Он нашел близкого себе человека и стал чувствовать себя уверенне. Именно это подтолкнуло мальчика сказать о причине своего действия.

 

Умение слушать ребенка

Первым делом, надо уметь слушать ребенка. Ведь ребенок, который говорит, раскрывает свою душу.

Ребенок не в состоянии понять все происходящее. По этой причине следует знать, о чем он думает.

В большинстве случаев мы не ищем причины, толкающие ребенка на тот или иной проступок. Бывает так, что первым делом мы ругаем ребенка.

В случае с Рафи` ибн Амром, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), первым делом, не выругал его. Он не обратился к нему со словами: «О негодник! Что ты потерял в чужом саду? Если еще раз будешь сбивать финики, то я накажу тебя. Пообломаю тебе руки». Напротив, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стал общаться с ним. Он спросил о причине такого поступка. Мальчик ответил, в результате чего выяснилось, что он голоден и что ему захотелось фиников.

Нет сомнения, что поступок ребенка, в данном случае, является естественным. Из этого следует, что надо уметь выслушать ребенка, а не наказывать его, не выяснив причин его поступка.

Совершение ошибок детьми является проявлением ребячества. А взрослые ждут от них действий взрослых, по причине чего сразу же наказывают их за их проступки. При этом они часто забывают о том, что надо выслушать ребенка. В результате чего ребенок, не осознав своей ошибки, не понимает столь строгого отношения к нему родителей и взрослых. И он начинает думать, что родители не любят его.  По этой причине, прежде чем наказывать ребенка, следует выслушать его и объяснить ему, что его действия ошибочны.

 

Предоставление альтернативы

Одна из самых распространенных ошибок родителей – ограничение ребенка в действии, запрет на все.

Запрещая ребенку делать что-либо ошибочное, следует предоставить ему альтернативу его проступку. То есть, дать ему правильное направление. В противном случае ребенок все равно будет совершать ошибочные действия, или же, хуже того, станет капризничать.

Например, если ребенок хочет играть посудой, то не следует вырывать из его рук посуду. Лучше сказать ему: «Хочешь поиграть. Возьми вот эту посуду. Она не сломается», - а затем дать ему другую посуду.

Если ребенок проявляет свои писательские способности, исчеркивая стены ручкой и карандашами, то следует дать ему тетрадь или листок, или же купить ему доску. А затем нужно объяснить, что писать следует в тетради, на листке или же на доске.

Ребенку нужна альтернатива. Нужно объяснять ему: «Не бегай здесь. Иди  туда-то». «Лучше посмотри не тот, а этот фильм».

В вышеупомянутом случае Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), предложив Рафи` ибн Амру альтернативу, объяснив: «Не сбивай финики камнем. Ведь ты можешь есть то, что упало на землю».

Может быть так, что фильмы, демонстрируемые в наши дни в кинотеатрах и игровых залах, негативно влияют на психику и воспитание детей. По этой причине лучше предложить детям что-либо другое, чем запрещать им посещать кинотеатры или же смотреть тот или иной фильм. Можно купить компьютер, установить там не вредные игры, купить CD с нужными фильмами, которые не влияют негативно на ребенка, а затем установить время для игры и просмотра фильмов.

 

Молитва за ребенка

Родителям уместно всегда обращаться ко Всевышнему Аллаху, вымаливая у Него блага для своего ребенка. Это важно и для педагогов.

В многих хадисах указывается на то, что  молитва родителей, в которых они вымаливают благо своим детям, принимаются Всевышним Аллахом.

В случае с Рафи` ибн Амром Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывает на важность вымаливания у Всевышнего блага для ребенка.

Будет правильным, если и педагоги, которые стремятся дать хорошее воспитание ребенку, всегда будут обращаться ко Всевышнему Аллаху.[3]

Можно с уверенностью утверждать, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является ярким примером наставника и педагога в деле воспитания подрастающего поколения. Согласитесь, нам есть чему поучиться у Него! И педагогический пример нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не ограничивается лишь одним случаем, приведенным выше.

Жизнь пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) требует глубокого изучения, с точки зрения воспитания целого общества, отвращения людей от порицаемых поступков.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – неподрожаемый пример для родителей и педагогов, у которых масса проблем, связаных с воспитанием ребенка.

 

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был блестящим полководцем.

 Когда вражеская армия отступала или обращалась в бегство с целью сохранения жизни, воины же Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не боялись  гибели, напротив, искали смерти на пути защиты религии и своего Отечества.

 Они не боялись смерти, а смерть боялась их.

Каждый, кто получил воспитание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будь то молодой человек или же взрослый мужчина, или же женщина, говорили: «Лишение Родины для меня равнозначно лишению религии. Лишение же религии равносильно лишению всего. Чем жить без Родины, религии и чести, лучше пасть героической смертью шахида», тем самым они становились отважными воинами.

Искусные военноначальники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заставили преклонить колени таким великим державам того времени, как Персия  и Византия, которые стремились задушить Ислам уже в первые дни его появления.

А ведь до прихода Ислама арабы не могли и мечтать о таком.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был отличным психологом. При общении с людь ми Им учитывалось все: степень человека в обществе,  уровень  его интеллекта, его характер и настроение. Благодаря этому качеству, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) удавалось найти путь к сердцу великих личностей того времени и вложить в их души любовь к Исламу.

Каждый сподвижник, к которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имел индивидуальный подход, думал, что именно он является самым желанным для Него человеком.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является основоположником всей науки человечества. В настоящее время научный мир, опираясь на передовые технологии и высококлассные лаборатории, постигнув суть аятов Корана, ниспосланных Пророку, и Его хадисов, высказанных 14 веков тому назад, склоняют голову перед Его пророчеством и истинностью Корана.

 Сегодня современная наука, там, где она неоднократно допускала ошибочные суждения по отдельным позициям, невольно удивляется  тому  как изначально все это было правильно указано в Коране.

 О научности Корана будет сказано в главе «Вера в Писания». А сейчас будет целесообразно ограничиться лишь приведением нескольких хадисов (изречений) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), высказанных 14 веков тому назад.

 

Обрезание

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относил десять вещей к природе человека. И одним из них является обрезание.

Современная наука указывает на тот факт, что крайней плоти пениса свойственно собирать в себе различные микробы, что может привести к появлению различных болезней. Есть лишь один путь предохранения от подобных болезней. Это – обрезание.

В настоящее время в Америке и Англии более миллиона мужчин совершили обрезание. Как сообщает греческая газета «Элеф­те­ром Ти­нос», согласно исследованиям, проведенных Педиатрической академией США, 59,5-ти % мальчиков делают обрезание. Это делается для предотвращения различных болезней пениса.

[1]  «Аңсар» журналы.  №5. Б.34, 2007 ж.

[2] Тирмизи, буйу¢, 54. Ибн Мәжа, Тижарәт, 67.

[3] «Иени үміт»  журналы, №73, Б. 21, 2006 ж.

0 комментариев