С какой целью создан такой совратитель, как шайтан? Почему сатана, зная о том, что он попадет в преисподнюю, не раскается в своих грехах?
С какой целью создан такой совратитель, как шайтан? Почему сатана, зная о том, что он попадет в преисподнюю, не раскается в своих грехах?
2 года назад 2660
Кайрат Жолдыбайулы

Ни одно создание не сотворено Всевышним Создателем безцельно. И каждому творению свойственно грешить.

Шайтан изначально не был создан сатаной. Он был созданием, жившее среди ангелов. Но он споткнулся уже при первом его испытании Всевышним Аллахом. Вернее сказать не просто споткнулся, а упал в пропасть.

Его испытанием было выражение уважения Адаму (мир ему). Всевышний Аллах приказал сатане: «Поклонись Адаму (мир ему)!» Но шайтан воспротивился приказу Всевышнего и впал в гордыню.

По причине своего неимоверного высокомерия, шайтан лишился милости Всевышнего Аллаха. И причиной всему этому был сам шайтан. Он пошел на такой шаг по своей воле.

Изначально шайтан был среди ангелов и поклонялся Всевышнему. Но то, что он жил среди ангелов не является результатом его труда и усердия. Это было честь, оказанная ему Всевышним Аллахом. К тому же до этого Всевышний не подвергал его какому-либо испытанию. Наверное поэтому, уже при первом испытании раскрылось его истинное лицо.

Из этого вытекает, что пребывание шайтана среди ангелов не является доказательством его особой степени в глазах Всевышнего Аллаха.

Что касается его поклонения, что лежало в его основе? Его подчинение Всевышнему Аллаху или же он совершал его потому, что ему нравилось выглядеть набожным? Этого мы не знаем. Но его провал при первом же испытании кажется указывает на то, что он был рабом не Всевышнего Создателя, а своего вожделения.

Сатана был изгнан из рая и лишен милости Всевышнего по причине своей гордыни. Но согласно своей природе, он думал, что причиной всему этому является Адам (мир ему). Поэтому он превратился в непримиримого врага рода человеческого.

Человек должен всегда остерегаться шайтана, который является его явным врагом, и должен жить в соответствии с природой своего создания. Лишь в этом случае в нем будут усиливаться механизмы, защищающие его от совершения грехов. Это можно сравнить с иммунитетом, который автоматически включается при опасности и в состоянии противостоять вирусу.

В человеке, который чуток в вопросе предохранения от наущений сатаны, преобладают такие качества, как здравомыслие и прозорливость. К томе же в человеке, который всяческий старается противостоять уловкам шайтана, развиваются такие свойства, как спокойствие, стойкость, решительность и воля.

Поэтому следует учитывать, что шайтан является причиной того, что человек бывает осмотрительным. Сатана способствует совершенствованию защитной системы человека, а также развитию других его качеств.

Этот мир является местом испытания человека. И Всевышний Аллах различными путями испытывает человека. И нет сомнения в том, что сатана является одним из самых важных инструментов божественного испытания.

Сатана становится причиной выяснения натуры людей. Какие они? Хорошие или плохие, слабые или же стойкие? Кто достоин из них рая, а кто ада?

Подобно тому, как после химической обработки драгоценный металл превращается в золото, человек, считающий шайтана своим заклятым врагом, противостоящий его наущениям и не поддающийся на его уловки и уговоры, совершенствуется духовно. И в конечном счете, удостаивается степени входа в джаннат.

Если же человек, напротив, поддается шайтану, следует его наущениям и соблазнам, подчиняется его требованиям и не брезгует греховным, в конце концов сам становится его двойником. То есть, принимает облик сатаны в образе человека. Тем самым он удостаивается «чести» попасть в преисподнюю.

Таким образом шайтан может быть инструментом совершенствования человека или же его падения в пропасть. По причине чего мы не можем утверждать, что сатана создан без какой либо цели, или же, что он является бесполезным творением.

Нож можно использовать по-разному. Можно использовать его с пользой, а можно и совершить преступление, убив им человека. Поэтому мы не можем сказать, что нож является злом, и что он не нужен.

Если так, то создание сатаны нельзя воспринимать в качестве зла. Ясно, что Всевышний Создатель не желает зла Своим рабам.

Что же касается упрямства сатаны в грехопадении, непризнания им своего проступка и нежелания раскаяния, то как упоминалось выше, что до сотворения Адама (мир ему) он был творением, удостоенным особой степени и чести. Его имя упоминалось наравне с ангелами.

Всевышний Аллах создал творение, имя которому «Адам», и даровал ему степень уважения ангелами. Но сатану разъедала зависть. Так как он считал себя самым достойным созданием. И вот создано творение, более достойнее его.

Сатана был не в состоянии перенести такое. И ему, сжигаемому изнутри огнем зависти, было трудно преклониться перед Адамом (мир ему).

Сегодня немало тех, кто старается дать подножку каждому, кто в чем-то превосходит его. И это один из качеств сатаны, который можно узреть в человеке.

Иудеи и христиане считали арабов ниже себя. И поэтому они даже в страшном сне не могли представить, что последний посланник Всевышнего будет из числа арабов. И когда последним пророком человечества стал араб, они не могли смириться с этим.

Они стали завидовать арабам, что и подтолкнуло их к фальсификации своих Писаний. Кое-что, касающееся нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), было вычеркнуто. И, не смотря на то, что в их Писаниях было предостаточно упоминаний о нашем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), они упорствовали: «Нет! Он не тот, кого мы ожидали».

В Коране сказано: «Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает ее».[1] 

В основе отрицания иудеями и христианами последнего Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежала черная зависть и высокомерие, так свойственная их природе.

Благодаря подобным событиям мы можем представить природу зависти сатаны по отношению к Адаму (мир ему).

После сотворения Адама (мир ему), Всевышний приказал ангелам и шайтану оказать ему честь, поприветствовав его поклоном.

Следует упомянуть, что в Коране, относительно этого случая, используется слово «саджда», которое в корне имеет смысл: земной поклон, совершение поклонения. Но здесь слово «саджда» применяется в смысле «оказания чести». Так как саджда, в смысле «поклонения», делается лишь Всевышнему Аллаху.

На самом деле саджда, то есть приветствие Адама (мир ему), и оказание ему чести поклоном, прежде всего является подчинением требованию Всевышнего Создателя, а также признание Его безграничного мастерства и могущества в создании такого удивительного творения, как человек.

Подчинившись приказу Всевышнего, ангелы поприветствовали Адама (мир ему) поклоном.

И лишь сатана, возгордившись, воспротивился этому приказу Всевышнего Создателя.

И когда Всевышний спросил его: «Что помешало тебе поклониться ему, раз Я повелел тебе?», то сатана возгордился: «Ты сотворил меня из огня, а его из глины. И я достойнее его. Как я могу кланяться ему. Ведь нет более достойного творения, чем я?»

По причине своего высокомерия и своей зависти, шайтан даже не задумался над тем, от кого исходит требование поклониться Адаму (мир ему). И ответ сатаны Всевышнему Аллаху был выражением бунта против могущества Всевышнего Творца, Который был в состоянии создать более достойное творение, чем он. Он как бы говорил: «Разве Ты в состоянии создать творение, более достойное чем я?»

На самом же деле глина, которую шайтан считал ниже себя, было очень достойным созданием. Ведь она является источником жизни. Все живое происходит из почвы. Именно поэтому в почве можно узреть такие качества Всевышнего, как «Бесподобный Создатель», «Дающий пропитание», «Совершенный Мастер». То есть почва является отражением бесчисленных качеств, присущих Всевышнему Создателю.

Вместо того, чтобы признать свою оплошность и раскаяться в содеянном, сатана продолжал упорствовать в своем высокомерии, что привело к его изгнанию из рая.

Всевышний Аллах сказал ему: «Если так, то низвергнись отсюда! Здесь нет места твоему своеволию и высокомерию. Прочь отсюда! Поистине, ты из числа презренных».

И тогда Иблис, умоляя, чтобы Всевышний Аллах оставил его до Судного дня, взмолился: «Дай мне отсрочку до Дня воскрешения!»

Всевышний Аллах ответил: «Хорошо, ты в числе тех, кто получил отсрочку».

- Если так, то за то, что Ты отвратил и запутал меня, я буду всячески мешать им следовать по Твоему прямому пути. Я буду являться к ним со всех сторон и буду соблазнять их. И Ты увидишь, что большинство из них будут неблагодарными Тебе».[2]

Таким образом шайтан раскрыл свою истиную натуру.

Да, сатана является заклятым врагом человека. Ведь именно по его причине он навеки лишился своей чести и достоинства, а также милости Всевышнего.

Шайтан не мог смириться с тем, что лишился всего, в то время когда человек удостоился степени самого любимого раба Всевышнего Создателя и чести быть самым достойным творением. И теперь он вознамерился, вплоть до Судного дня, враждовать с Адамом (мир ему) и его потомством, по причине чего он будет всячески сбивать людей с пути праведности и лишать их милости Всевышнего Аллаха.

Сатана, разъедаемый завистью, не перестанет возмущаться: «Почему человек удостаивается чести, в то время, когда я лишился всего. Нет и еще раз нет! Я не в состоянии вынести такое». И чем больше будет его недовольство, тем больше он будет зазнаваться.

С тех пор шайтан занят лишь одним – совращением людей.

Он стал срастно желать изгнания Адама (мир ему) и Хавы (Евы) из рая. И ради претворения своих низменных замыслов в жизнь он шел на различные уловки и ухищрения. И в конце концов он добился того, чтобы они вкусили запретный плод, к которому Всевышний Аллах запретил приближаться, по причине чего и они были спущены на землю. То есть лишились своего места в джаннате.

Ликованию шайтана не было границ.

Но Адам (мир ему) и Хава осознали, что совершили проступок. Поэтому они, раскаявшись в содеянном, обратились ко Всевышнему: «О наш Господь! Мы навредили себе. Если Ты не смилуешься над нами и не простишь нас, то, непременно, мы будем в числе потерпевших убыток».[3]

Их обращение ко Всевышнему Создателю и раскаяние было принято.

Это еще более разозлило сатану. Теперь он был занят развращением не только Адама (мир ему), но и его потомства. И чем больше потомки Адама (мир ему) придерживались праведности, тем больше усиливались и наущения шайтана. И он еще более обозлился, когда на свет появился пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), на которого была возложена миссия уничтожения идолопоклонничества.

Таким образом шайтан поддался безграничной злобе. Изнутри его съедала зависть, а его высокомерие не знало границ. Все мосты были сожжены и пути к его раскаянию были перекрыты. И чем больше они покрывались мраком неверия, тем больше он отдалялся от истины.

Подобно тому, как в сердце жестокого убийцы не остается места милосердию, также и в сатане угасли угольки раскаяния. Теперь вся его внутренность была заполнена злобой и страстью отмщения.

Известно, что в ярости человек теряет контроль над собой, не прислушивается к советам, и даже не замечает окружающих, в результате чего он становится виновником нелепых и несуразных поступков.

Таково и состояние сатаны. По причине каждого достижения сына человеческого его душит злоба и в нем горит пламя зависти. Вследствие этого он никогда не задумывается о раскаянии.

Его природе не свойственно совершение блага. В нем недуг зависти и высокомерия.

Каждый раз, когда человек делает шаг в правильную сторону, он злится. Если же человек ошибается, то предается огромному блаженству.

На сердце сатаны наложена печать, а на глазах его – завесы.

Истина ведома одному лишь Всевышнему Аллаху.

И да защитит нас Всевышний от наущений шайтана, и предопределит нам быть в числе рабов, достойных Его лика!

[1] «Аль-Бакара», 146 аят.

[2] «Аль-Аграф», 12-17 аят.

[3] «Аль-Аграф», 23 аят.

0 комментариев