Что такое «джихад»?
Что такое «джихад»?
2 года назад 1645
Кайрат Жолдыбайулы

В арабском языке слово «джихад» означает усилие, стремление, старание, борьбу ради достижения результата или же цели.

Смысл джихада намного обширнее, чем то понятие, которое возникает в результате превратной информации о джихаде, из-за чего у людей сложилось однобокое понятие, что джихад – это война с помощью оружия. Нет сомнения в том, что такое суть джихада.

В Коране слово «джихад» упоминается в 35-ти местах. И лишь четыре из них используются в смысле «войны». Наряду с этим в Коране «война» обозначена терминами «харб», «мухараба», ма`рака», «киталь». Но по причине того, что слово «джихад» вбирает в себя и такое понятие, как «война», многие под этим словом подразумевают именно «боевые действия».

Джихад – уничтожение человеком всех препятствий, которые преграждают ему путь в деле познания им Всевышнего. Препятствием между Всевышним и человеком может быть неграмотность, низкое социальное положение, ограничения в свободе действия и мысли. Если так, то джихадом называются все те действия, которые направлены на устранение этих препятствий.

Любое деяние, совершенное ради лика Всевышнего, является джихадом. Совершение ежедневной пятикратной молитвы, игнорируя при этом различные трудности, соблюдение поста в знойную погоду, любое действие, направленное на борьбу с различными негативными явлениями в обществе,[1] стремление довести до людей истину религии, все это входит в понятие «джихада».

Джихад – это прежде всего исправление себя. Очищение внутреннего мира и души. Избавление от таких порицаемемых качеств, как зависть, довольствие малым, нетерпеливость, лень, высокомерие и воспитание в себе лишь хороших качеств. То есть, постоянная борьба с самим собой, со своим нафсом. И действительно, как человек, который не в состоянии исправить себя, победить свой нафс, человек, который не встал на путь совершенствования своей личности, может исправить кого-либо, направить его на путь истины.

Понятно, что, прежде всего, следует взять в руки внутреннюю борьбу, нежели борьбу внешнюю. А иначе, как может человек дать кому-либо то, чего нет в нем самом?

Когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обратившись к своим сподвижникам, которые измотанные и уставшие возвращались с джихада, сказал: «Мы направляемся с малого джихада к большому джихаду», сподвижники удивленно спросили: «О, Посланник Аллаха! Что такое «большой джихад»?», и тогда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это борьба с нафсом».

Обратите внимание! Почему? Потому, что бороться с нафсом намного сложнее, чем сражаться с врагом с оружием в руках. Тебе известно, кто твой враг, где он, сколько он там пробудет. По этой причине сражаться с ним намного легче. А нафс, это другое дело. Он – в тебе. Не известно, что от него ждать? И его враждебность не ограничивается определенным периодом времени. Он все время с тобой. И по этой причине наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) определил борьбу с внешним врагом, как «малый джихад», а борьбу с нафсом, как «большой джихад».

Указывая на важность противостояния нафсу, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих изречений, сказал: «Истинный муджахид тот, кто борется против своего нафса».

Суть джихада лавирует относительно состояния человека, общества и обстоятельства. К примеру, чтобы стать профессионалом своего дела, врач должен неустанно совершенствовать себя. Экономист должен прилагать все свои усилия, чтобы повысить социальное положение мусульман. Преподаватель должен хорошо учить своих учеников. Все это относится к джихаду.

То, что мусульмане собирают средства для постройки мечети и медресе, то, что богатые мусульмане помогают неимущим, вдовам и сиротам, все это является борьбой на пути Аллаха. То есть, джихадом.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих изречений, сказал: «Человек, который трудится, с целью помощи вдовам и неимущим, подобен человеку, который ведет джихад на пути Аллаха». [2]

Иной раз одно решающее слово или же сдерживание себя от ответа может быть джихадом. И не удивительно то, что, иногда, даже своевременный строгий взгляд или же своевременная улыбка может быть джихадом. То есть, каждое действие, достойное лика Всевышнего, называется джихадом.

По необходимости джихад может вестись и с помощью оружия. Так, при разрыве дипломатических связей и безрезультатных договорах, разрешается сражаться с оружием в руках, в целях защиты Родины.

Если мы присмотримся к джихадам в борьбе на пути Аллаха, совершенных во время нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то мы будем свидетелями совершения всех видов джихада, упомянутых выше.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), первые три года своего пророчества, проповедовал Ислам скрытно. И в то время джихадом мусульман было то, что они скрывали свою приверженность Исламу, их тайные встречи с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Начиная с четвертого года своего пророчества наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стал призывать людей к религии открыто. И тогда мушрики стали издеваться над теми, кто принял новую религию, притесняя их. В этот период джихадом мусульман было проявление стойкости против различных притеснений со стороны мушриков и призыв к религии. И сподвижники с достоинством выдержали это испытание.

В результате неимоверных издевательств мушриков над мусульманами, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал некоторым верующим совершить хиджру (переселение) в Эфиопию. И мухаджиры, среди которых был Джагфар (да будет доволен им Аллах) и другие известные сподвижники, довели до правителя Эфиопии религию и тем самым способствовали тому, чтобы он стал мусульманином. Таким образом, это было необычным переселением. Это был истиный джихад на пути Аллаха, который совершил Джагфар (да будет доволен им Аллах) и другие сподвижники.

Мушрики, с целью притеснения мусульман, стали прибегать к различным ухищрениям. Они объявили политико-экономический бойкот мусульманам. Запретив мусульманам заниматься торговлей, они изолировали их от людей. Но и в эти трудные минуты, голодные и изнуренные гонениями мушриков мусульмане, проявили стойкость и не отреклись от своей религии.

Мать правоверных Хадиша (да будет доволен ею Аллах) тратила свое состояние на поддержку мусульман. И это был ее джихад. Она (да будет доволен ею Аллах) была одной из самых состоятельных людей Мекки, потратила на пути Аллаха все свое имущество, в результате чего люди, после ее смерти, не могли найти для нее саван.

В эти тяжелые времена Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) читал у себя дома Коран. Но он читал Коран не в дальней комнате, а в комнате, которая выходила на улицу. Люди, которые проходили рядом, стали впечатляться от чтения Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому действу Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) многие стали принимать Ислам. Таким образом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) совершал джихад лишь посредством чтения Корана.

Глумления мушриков над мусульманами изо дня в день набирали силу. После всего этого мусульмане начали переселяться из Мекки в Медину, где они могли свободно предаваться служению Господу. И это способствовало распространению Ислама.

Таким образом мусульмане прожили в Медине два года. Мекканские мушрики начали присваивать имущество переселившихся в Медину мусульман. Кое-что из имущества было сожжено. То, что осталось после разбоя, караванами было отправлено на продажу в Шам и Сирию.

Обо всем этом было известно мусульманам. И они вознамерились напасть на караван, проходивший рядом с Мединой, чтобы возвратить свое имущество. Узнав об этом мекканские мушрики отправили большой отряд.

Намерением мусульман было не война, а возвращение своего имущества. А мушрики, напротив, желали кровопролития. И тогда Всевышний Аллах, дабы воодушевить мусульман и наказать неверных, неистовство которых против мусульман увеличивалось с каждым днем, разрешил мусульманам взять в руки оружие: «Мусульманам, которые подвергаются нападению, дозволено сражаться, защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах»...». [3]

Из этого следует вывод, что мусульманам было разрешено сражаться против тех, кто притеснял и мучил их, кто вынудил их покинуть их Родину, кто присвоил их имущество, лишь спустя 15 лет после начала ниспослания религии.

Основным принципом Ислама является мир. Относительно этого Всевышний Аллах сказал: «Если же они отступят от вас, не будут сражаться с вами и предложат вам мир, то Аллах не дозволит вам сражаться с ними». [4]

Всевышний Аллах не только призывает мусульман жить в мире с представителями других религий, но даже приказывает быть в хороших отношениях с ними и быть справедливыми по отношению к ним.

«Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, ведь Аллах любит справедливых». [5]

Война – вынужденное действо, которое возникает в случае, когда исчерпаны все пути дипломатического урегулирования вопроса. И если есть возможность решить проблему мирным путем, то это является вето для начала военных действий. То есть, если противная сторона останавливает боевые действия и желает вести переговоры, то будет лучше, если мусульмане примут их предложение.

«О, Мухаммад, если неверующие склонны к миру, то и ты склоняйся к миру». [6]

В Исламе разрешено воевать лишь в следующих случаях:

1. В целях защиты и обороны. В Коране сказано: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих границы». [7];

2. После того, как стало известно о намерении кого-либо напасть на мусульман. В этом случае, в качестве тактического хода, мусульманам разрешено нападать на противника первыми;

3. С целью наказания;

4. С целью предотвращения несправедливости и притеснения.

Если внимательно изучить историю, то не сложно заметить, что основой всех джихадов нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) составляли вышеперечисленные принципы. А по сему, джихад должен вестись лишь ради лика Всевышнего и лишь в тех случаях, которые предусмотрены в Коране.

Даже во время войны, не говоря уже о мирном времени, Ислам запрещает насилие. К примеру, на войне категорически запрещается убивать женщин, детей, старцев, не участвующих в войне, а так же монахов-отшельников. Нельзя сжигать деревья, посевы, убивать скот, рушить места поклонений приверженцев других религий. Так же запрещено глумиться над трупами противников. То есть, расчленять трупы, выкалывать глаза, отрезать уши.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя кого-либо во главе мусульман, наставлял: «Отправляйтесь в путь с именем Аллаха. Сражайтесь на пути Аллаха. Если есть соглашения между вами и противником, соблюдайте их. Не преступайте черту. Не совершайте «мусле» (то есть, не глумитесь над трупами противников, расчленяя их трупы, выкалывая глаза и отрезая нос). Не убивайте детей, женщин, старцев, а так же людей, которые находятся в местах их поклонения». [8]

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не только защищал тех, кто сражался против Него, но даже молил за них Всевышнего Аллаха. Он говорил: «О, Аллах! Они – Твои рабы. И мы являемся Твоими рабами...», «О, Аллах! Они совершают это по незнанию. Прости же их».

В труде известного историка Кади Муххамада Сулейен аль-Мансура, который является автором произведения, под названием «Сирату рахматан лил-алямин», приводится статистика погибших во время войн между мусульманами и неверными в период между ІІ и ІХ веками по хиджре. И общее количество погибшах с обоих сторон составляет примерно 1018 человек, из чего становится предельно ясно, что нельзя, прикрываясь войной, попросту проливать кровь. Так же известно, что во время Первой мировой войны было ранено 21 миллион человек и погибло 7 миллионов человек. [9]

Как было сказано выше, война – это крайняя мера, к которой прибегают в случае, когда исчерпаны все пути мирного урегулированию конфликта. И даже если нет иного пути, кроме как начать войну, объявить о ее начале не может какая-то отдельная личность или же какая-либо отдельная группа. Объявить джихад, дать приказ к началу боевых действий может лишь государство. По этой причине, любой призыв жаждущих смерти не является джихадом.

Ислам никак не связан с теми террористическими действиями, которые в настоящее время происходят в мире.

Сама суть слова «Ислам» сводится к миру и благоденствию. Ислам – последняя религия свыше, которая ниспослана для установления мира и спокойствия на земле. И по причине этого, каждый мусульманин, приветствуя кого-либо, первым делом не спрашивает о состоянии его здоровья и его дел, напротив, произносит: «Ас-саляму аляйкум!», что означает: «Мир Вам и благоденствие Аллаха».

Корень слов «Ислам», «салям», «мусульманин» - один. Все они вбирают в себя значение мира и спокойствия. И если Ислам является религией, проповедующей мир, то проявление мира и доброжелательности должны присутствовать во всем, в его действиях, в его приветствии и его разговоре, в его общении с другими.

«Убийство невиного человека приравнивается к убийству всех людей». [10]

Это одно из правил, которое содержится в Священном Коране. Если так, то какая связь между Исламом, Кораном, мусульманами и террористических актов, которые уносят жизни в ни в чем неповиных детей?

Ислам даже против того, чтобы пугать животных, не говоря об уничтожении людей. Так, когда один сподвижник, стоя рядом с животным, точил нож, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколько раз ты желаешь убить это животное? Почему ты не наточил нож до того, как повалить его на землю?» [11]

В дугом месте наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил: «Не направляй оружие на кого-либо даже в шутку».

Тем самым Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил, что Ислам против того, чтобы кто-то хоть в малой степени пугал кого-либо. И что это действие, которое не свойственно мусульманину.

Те смертники, которые, обвешав себя бомбой, убивают себя, считают себя шахидами. Но степень шахида никак не совместима с гибелью невинных людей.

В исламе самоубийство считается большим грехом.

В Коране сказано: «И не убивайте друг друга». [12]

Мы учимся религии посредством Корана, а так же у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который разъясняет нам Писание Всевышнего. Если так, то есть ли в Коране, который является источником правил Ислама, а так же в сунне нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) требование убивать невинных людей? Если в нашей религии является запретным уничтожение людей, которые не принимают участия в войне, то понятно, что уничтожение, ради изменчивых политических амбиций, сотен невинных является тяжелым преступлением.

В Исламе, даже ради пользы обществу, запрещено попирание права одной личности. Так как право личности ни в чем не уступает праву общества.

Насколько высоки и чисты идеалы Ислама, настолько же высокими и чистыми должы быть пути, ведущие к ним.

До сих пор ни одна проблема не была решена посредством терроризма, не решится ни одна проблема и в будущем.

Все террористические действия не являются борьбой ради Ислама. Напротив, это является вероломством, направленным против ислама.

Сегодня терроризм првратился в хорошее оружие очернения Ислама. По этой причине враги Ислама не упускают случая упомянуть терроризм в качестве синонима мусульманства. И каждый мусульманин, при любых обстоятельствах, должен остерегаться совершения им каких-либо террористических действий. Так как, любому обстоятельству, любой проблеме, любым политическим играм, свойственно изменяться. А принципы и правила религии – вечны. По этой причине нельзя быть причиной очернения Ислама.

Сегодня стало обыденным приписывание всех взрывов, террористических актов Исламу. Но разве все это совершается мусульманами? Согласитесь, трудно дать утвердительный ответ на этот вопрос. Кто те, кто прикрываясь религией, совершает террористические акты?

Иногда среди них встречаются те, кто, во время войны, потерял родителей и родных, или же у него какая-либо тяжелая проблема. Такие люди, по причине чувства мести или отчаяния, способны на любые поступки. С психологической точки зрения, такие люди могут совершить деяние, которое запрещено религией. И они начинают искать в религии хотя бы слабый отблеск оправдания своих действий. Это могут быть люди, которые являются игрушкой в чьих-либо руках и которые идут на поводу других. Вдобавок к этому очень возможно, что различные общества и даже крупные державы, прикрываясь религией, в политических целях, обрабатывают людей, искажают некоторые аяты Корана, а затем внушают им: «Ты станешь шахидом и попадешь в рай». То есть, превращают их в зомби.

Изветно, что на сегоднешний день существуют специальные лекарства, после приема которых человек не страшится смерти и готов к самопожертвованию. Так, Международная организация по защите здоровья (WHO), для уничтожения одного вида травы в Шриланке, выделила 110 миллионов долларов. У людей, принимающих эту траву, пропадает чувство страха перед смертью и они с легкостью идут на суицид. Так же, в специальных лагерях практиковалось добавление в пищу людей лекарства, под названием «Lsd», что приводило к стиранию его определенных мыслей, и после внушения ему нужной цели, с помощью химиката, под названием «ecstasy», можно было через 8-10 часов приказать ему совершить какой-либо террористический акт. [13]

С помощью подобных препаратов можно в корне истребить чувство страха и посылать жаждущих «героической» смерти на любой теракт.

Совершение с помощью таких препаратов терактов и приписывание всего этого  Исламу, очернение мусульман терроризмом – страшное вероломство, которое раньше не практиковалось в истории.

У терроризма не бывает религии и нации. Почему-то никто не называет теракт, совершенный сектой «Аум Сенрике», в результате которого в токийском метро погибло несколько человек, «буддийским терроризмом». Никто не назвал теракты, совершенные в Мадриде, в период между 2000-2004 годами, «христианским терроризмом». Тогда почему теракты, совершенные толпой людей, прикрывающихся религией, должны приписываться Исламу, который проповедует мир? И все ни что иное, как поклеп врагов нашей религии, и который, к сожалению, изо дня в день набирает силу.

Террористы не могут использовать слова Корана: «Убивайте неверующих, где бы вы их ни встретили», в свое оправдание. [14] Так как, здесь речь идет о противнике, который во время войны поднял оружие, с целью убийства мусульман. И слова «убивайте неверующих» означают: убивайте и вы. И это не означает уничтожение любого приверженца другой религии, который мирно настроен в отношении мусульман. Согласно шариату мусульманам запрещено творить насилие и несправедливость по отношению приверженцев других религий, прикрываясь при этом тем, что они не являются мусульманами.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

﴿مَنْ أذَي ذِمِّيَّا فَأنَا خَصْمُهُ وَ مَنْ كُنْتُ خَصْمُهُ أُحَاسِبُهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ﴾

«Я враг того, кто притесняет зиммия (приверженца другой религии, который живет в мусульманской стране). И я лично буду расчитываться с ним в Ахирете».

В другом хадисе сказано: «Тот из нас, кто убивает зиммия, который находится под нашим покровительством, не почувствует даже запаха рая».

Этот хадис указывает на то, что человек, убивший приверженца другой религии, который проживает в мусульманской стране, не сможет удостоится рая.

Благодаря этому принципу ислама христиане, на протяжении веков, сосуществовали с мусульманами. Мусульмане не вмешивались в религиозные требования и их личные дела. Христианам была дарована свобода вероисповедания. До сих пор в Египте, Турции, Сирии рядом с мечетями стоят церкви. И это явное проявление Исламом толерантного отношения по отношению к приверженцам иных религий.

В Исламе человека не убивают только из-за того, что тот не желает принять эту религию. Так как каждый должен принять Ислам по велению души. Всевышний в Коране категорично указал, что: «В религии нет принуждения». [15]

Сама история свидетельствует, что мусульмане, на протяжении веков, никогда не отступали от этого жизненноважного правила. В качестве доказательства признания Западом этой истины можно привести следующие слова С.Арнольда: «Следует отметить, что мусульмане, после победы над христианами, в отношениий их придерживались толерантности. Их потомки придерживались тех же правил. Если быть точным, то впоследствии христиане принимали Ислам по своей воле. И то, что, по сей день, среди мусульман живут христиане, является ясным подтверждением толерантного отношения мусульман по отношению к христианам».

Никоуский епископ Джон (жил в 694 г.), который был свидетелем победы мусульман в Египте, уважительно отзываясь о правителе мусульман в Египте – Амре ибн `Асе (да будет доволен им Аллах), так описывает его отношению к христианам: «Он ничего не взял из церквей. Не ограбил их. Он не притронулся ни к чему, что принадлежало бы церкви». [16]

Такие вот исторические факты указывают на то, что Ислам распространился не благодаря мечу, как думают некоторые, а благодаря ясным истинам, человечности мусульман и их толерантности по отношению к приверженцам других религий.

На протяжении веков мусульмане уважительно относились к представителям всех религий. И было так, что когда Римская империя, которая хотела вернуть господство над Сирией, отправила туда с этой целью большое войско, сирийские христиане, собравшись в церквях, молили Господа, чтобы Он даровал мусульманам победу. Если бы мусульмане притесняли приверженцев других религий и принуждали их принять Ислам, то разве христиане молились за них Господу? [17]

На сегоднешний день самым большим джихадом является борьба с неграмотностью. Главными причинами отставания мусульман, превращения их в жертву различных политических интриг, экономического кризиса, являются неграмотность, бедность и внутренние раздоры.

Знание и религия – родственные понятия, которые дополняют друг друга. Подобно тому, как наука без религии подобна хромому человеку, так же и религия без науки подобна слепоте. По этой причине самыми опасными врагами мусульман являются безграмотность, низкий уровень религиозных познаний и профессионализма, неумение грамотного пользования научными технологиями. Все это – основные причины отставания мусульман, отсутствия прогресса в их среде. Если так, то на сегодня предпочтительнее вести джихад пера, нежели джихад меча. Предпочтительнее опираться на науку, нежели на дубину.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда в день Махшара будут взвешены кровь шахида и чернила, использованные учеными на пути науки, то перевес будет на стороне чернил».

Следует открывать образовательные центры, оснащенные последними достижениями науки. Давать в них знания. Открывать научные центры и делать в них открытия. Следует растить поколение, сердца которых озарены религиозными знаниями, поколение, которое воспитано на национальных ценностях, сознание и разум которых подпитаны передовыми достижениями наук. Сегодня это является самым большим джихадом мусульман, которое не терпит отлагательств.

Мы должны прилагать все усилия для достижения этой цели. Если ради достижения этой цели богатый будет тратить свое богатство, воспитатель будет правильно воспитывать детей, представитель власти будет всячески содействовать в этом деле, то есть каждый, ради лика Всевышнего, будет выполнять возложенные на него обязанности, то мусульмане будут в состоянии грамотно решать свои проблемы. Освобождая себя от оков политической и экономической зависимости. Лишь в этом случае мусульманский мир будет сильным и сможет противостоять различным проискам и несправедливости. И лишь в этом случае мусульмане смогут внести свою лепту в дело сохранения равенства государств и установлению мира.

В суре «Аль-Кахф» есть аят следующего содержания: «Кого Всевышний Аллах наставит на путь истины, тот будет следовать ему. А кого введет в заблуждение, у того не будет помощника для наставления его на путь истины». Если наставляет на путь истины и вводит в заблуждение Всевышний, нужны ли в этом случае рай и ад?

Если вдуматься над смыслом аята, то суть следования по прямому пути и заблуждения сводится к смыслу совершения определенного действия.

О том, что создателем всех действий является Всевышний Аллах было упомянуто выше.

Точно также, наставляет на путь истины и вводит в заблуждение сам Всевышний Создатель. Но, Всевышний Аллах никого не принуждает к истине, и не  вводит в заблуждение против воли кого-либо.

Всевышний Аллах призывает к следованию пути истины и при этом создает все предпосылки для следования истине. В Коране относительно этого сказано: «Мы отправляли посланниками только тех, кто говорил на языке своего народа, чтобы они могли разъяснять людям. Аллах сбивает с прямого пути или ведет по нему того, кого пожелает. Он – Могущественный, Мудрый».[1]

То есть, Всевышний Аллах посылал Своих пророков, ниспосылал Свои Писания и отправлял ученых, которые должны были указать на путь истины. И если кто-либо придерживается причины следования по прямому пути, познает истину, посещает мечети, читает религиозную литературу, правильно использует свой разум, то Всевышний Аллах озаряет его душу светом веры и наставляет на путь истины. И напротив вводит в заблуждение того, кто прельщается мирским, является постоянным посетителем ночных клубов и пивных баров, выступает против Корана и религии лишь по той причине, что они запрещают ему предаваться бессмысленной похоти и вожделению, чье сердце не желает познания истины.

Из этого следует, что выбираем следование по прямому пути либо заблуждение, мы сами. А Всевышний Аллах, согласно нашему выбору, наставляет нас на путь истины и озаряет наши сердца светом веры, или же вводит в заблуждение, в тьму неверия.

[1] «Ибрахим», 4 аят.

0 комментариев