Являются ли поклоны, совершаемые невестой во время «Беташара», ширком или нет?
Являются ли поклоны, совершаемые невестой во время «Беташара», ширком или нет?
2 года назад 2877
Кайрат Жолдыбайулы

Как-то у нас в ауле была свадьба. Невеста на ровном месте подняла шум, утверждая, что во время «Беташара» не будет делать поклонов, так как это, якобы, является тяжким грехом – «ширком», т.е. «приданием Аллаху сотоварищей». Собравшиеся люди возразили, сказав, «как такое возможно, наши предки веками придерживались Ислама, и никто из них, и ученых прошлого, не знал о существовании этого великого греха в обычае «Беташар»? Дайте пожалуйста ответ на вопрос: «Являются ли поклоны, совершаемые невестой во время «Беташара», ширком или нет?»

 

Ни один из известных исламских ученых не оценивал поклоны, совершаемые при приветствии, как «ширк». Нет не только сахих хадисов, но и даже слабых хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил бы, что «совершение поклона при приветствии является «ширком» (приданием сотоварищей Аллаху») что «не делайте этого, в противном случае будете наказаны в аду».

По поводу совершения поклона при приветствии, имеется только следующий один хадис, переданный Анас ибн Маликом и зафиксированный в своде хадисов Тирмизи:

عن أَنَسِ بن مَالِكٍ قال قال رَجُلٌ يا رَسُولَ اللَّهِ الرَّجُلُ مِنَّا يَلْقَى أَخَاهُ أو صَدِيقَهُ أَيَنْحَنِي له قال لَا قال أَفَيَلْتَزِمُهُ وَيُقَبِّلُهُ قال لَا قال أَفَيَأْخُذُ بيده وَيُصَافِحُهُ قال نعم

Один человек спросил у Пророка (с.а.в.): «Должны ли мы делать поклон, приветствуя своего брата, родственника или друга?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет». «Должны ли мы при встрече обнимать и целовать его (в лицо)»? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) еще раз ответил: «Нет». Человек спросил: «Можно ли здороваясь, пожать ему руку?». Пророк ответил: «Да» [1].

Этот хадис не является доказательством того, что совершение поклона при приветствии является «ширком» или «харамом». Во-первых: этот хадис не является «сахих», то есть он не достоверный. Ученые относительно уровня достоверности этого хадиса выражали разные мнения. Согласно мнению Ахмад ибн Ханбала, этот хадис «слабый». Среди «равиев» (передатчиков) хадиса есть Ханзала ибн Убайдуллах, который считается «слабым» «равием» (передатчиком) [2].

Во-вторых: даже если принимать этот хадис в качестве доказательства, то вполне допустимо растолковать ответ «нет» данный Пророком (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос «Должны ли мы делать поклон, приветствуя?» не в качестве категоричного запрета, а как «в этом нет нужды», т.е. «нет необходимости поступать таким образом». Доказательством этого толкования является то, что если бы совершение поклона при приветствии было бы «ширком» (т.е. запретным «харам» деянием), то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только сказал бы «нет», но и категорически запретил бы это.

Если брать текст хадиса, то можно увидеть, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал «нет» и на вопрос «Должны ли мы при встрече обнимать и целовать его (в лицо)?». Если мы будем следовать логике тех, кто толкует данный Пророком (мир ему и благословение Аллаха) ответ «нет» на первый вопрос как «харам» (из-за того, что кланяться при приветствии якобы является «ширком»), то и приветствовать кого-либо обнимая и целуя его также должно быть «ширком» и «харамом»! Но ни один из исламских ученых не расценил обнимание при приветствии, в качестве «ширка». Наоборот есть сахих хадисы, в которых говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сахабы приветствовали возвратившихся из поездки, обнимая их: «Сахабы Пророка здоровались друг с другом рукопожатием. А когда они возвращались с поездки, дальнего пути, то здоровались обнимая друг друга» [3].

Становится ясным, что совершение поклона при приветствии не является «ширком», т.е. «харамом». В противном случае, (если следовать логике хадиса) второе действие (обнимание при приветствии) также должно было быть расценено как «ширк», т.е. «харам».

В-третьих: в хадисе не сказано о степени поклона. Возможно, что подразуевамый в хадисе поклон идентичен поясному поклону («рукуг») мужчин во время намаза. Поэтому поклон не идентичный поясному поклону («рукуг»), т.е. не достигающий уровня «рукуг» должен быть расценен иначе. Как известно, особенно когда молодые здороваются со старшими, они вместе с кивком головы немного наклоняют и туловище. Но однако никто не считает это «ширком», т.е. «харамом». Если бы совершение поклона при приветствии было бы полностью запрещено, то и практика подобного приветствия старших была бы запрещенной.

Такие ученые как Имам ан-Наваи, учитывая уровень вышеприведенного хадиса, и то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыто не запрещал совершение поклона при приветствии, оценили это действие как «макрух», но никак не «харам».

То, что поклоны при приветствии с целью выражения уважения, не является «ширком», можно доказать и с помощью сахих хадисов.

Например, в Исламе в знак уважения разрешается целовать руки уважаемым или старшим по возрасту, почтенным людям. Есть сахих хадисы, из которых явствует, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещал целовать руки с целью оказания уважения и что сахабы целовали руки Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также друг другу, тем самым выказывая свое уважение. Об этом мы сказали в ответ на вопрос о допустимости целования рук старшим по возрасту или уважаемым людям из-за почтения и привели примеры из книги Имама Бухари «Аль-адабуль-муфрад».

Когда целуют руки, то целующий должен немного пригнуться, т.е. совершить малый поклон. Но ни один из исламских ученых не назвал «ширком» или «харам» подобное действие. Если бы совершение поклона в целом было бы «харам» (проявлением «ширка»), то целовать руки так же должно было быть запрещенным.

Бывший верховный Муфтий Египта Атия Сакр на вопрос: «Допустимо ли артистам в знак благодарности публике, кланяться?», - дал следующий ответ: «...решения и действия оцениваются согласно намерениям. Если артист в знак благодарности публике, от чистого сердца и со снисходительностью совершит поклон, то здесь нет ничего предосудительного. Но желательно сильно не наклоняться..».

Основываясь на фатве бывшего верховного Муфтия Египта Атия Сакра, можно также заключить, что нет ничего предосудительного в совершении поклонов невестой в качестве приветствия старших, в ходе свадебного обычая «Беташар», с целью выражения своего уважения этим людям. Но поклоны не должны быть идентичны поясному поклону («рукуг») мужчин в намазе, т.е. не должны достигать уровня «рукуг».

Однозначно что, если поклон будет сделан с намерением поклонения кому-либо, то это будет считаться «ширком», запретным («харам») действием.

В заключении подытожим. В Исламе кланяться при приветствии, с целью проявления уважения, не является запретным («харам»), т.е. «ширком». Это – одна из традиций казахского народа, а не религиозное обязательство. Всем известно, что невесты у казахского народа не кланяются при приветствии с целью поклонения кому-либо. Следовательно, представляется неразумным считать народную традицию, существовавшую на протяжении веков на глазах у множества великих исламских ученых, в качестве проявления «ширка». Ведь никто, из этих ученых не осуждал эту традицию.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Уважение и почитание невестки свекра и свекрови и старших измеряется не только поклоном. Мы не должны забывать, что главная ценность невестки - это ее религиозность и гуманные качества.

[1] Сунанут-Тирмизи, хадис номер-2728, 5-том, 75-стр. Изд. «Дарул-ихиайтурасил-араби». Также смотрите: Тухфатул-ахуази Шарх жамиғут-тирмизи, хадис номер-2728, 2-том, 2063-стр. Изд. «Байтул-афкарид-даулия».
[2] Ал-Жарх уат-тадил, 3-том, 240-стр. Изд. «Дарул-ихиайтт урасил-араби», Бейрут.
[3] ал-Мужамул-аусат лит-Табарани, 1-том, 37-стр. Изд. «Дарул-харамайн», Каир, 1415 г. Этот хадис хафиз ал-Хайсами определил как «сахих». (ал-Мажмаъуз-зауайд уа манбаъул-фауайд, 8-том, 36-стр, Изд. «Дарул-раййан лит-турас», «Дирул-Куттаб», Бейрут, Каир, 1407 г.)

1 комментарий
  • Антириба
    первая часть
    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
    На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.

    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредиторов.

    вторая часть
    Как нищий может править олигархами
    Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
    1. Десять КАМАЗов самосвалов.
    2.Десять КАМАЗов нефтевозов
    3.Десять КАМАЗов бензовозов
    4.Десять КАМАЗов водовозов
    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
    6.Десять КАМАЗов автокранов
    7.Десять экскаваторов
    8.Десять автопогрузчиков
    9.Десять автогрейдеров
    10.Десять пассажирских автобусов
    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
    - Но как же я их найму? – спросите вы.
    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.
    Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru
    1 год назад