Верно ли утверждать о недопустимости посвящать прочитанный Коран покойным?
Верно ли утверждать о недопустимости посвящать прочитанный Коран покойным?
2 года назад 1274
Кайрат Жолдыбайулы

Некоторые утверждают о том, что недопустимо посвящать воздаяние (саваб) за прочитанный Коран покойным, так как Коран был ниспослан живым, а не мертвым. Верно ли это утверждение? Доходит ли вознаграждение (саваб) за прочитанный и посвященный Коран до покойного или нет?

Глубоко ошибочно полагать что Коран, это книга с непонятным смыслом, которая читается наизусть во время поминальных дастарханов (құдайы тамақ), во время мероприятий связанных с погребением умершего или во время посещения мечети с целью дать подаяние (садака). Это является результатом непонимания сути Корана, непонимания значимости Корана для всего человечества и всего мира. Более того, это можно назвать искажением основной цели Корана. 

Коран – это неизмененное последнее откровение, последнее послание Всевышнего всему человечеству до самого конца света. Коран – это книга Всевышнего, отвечающая всем духовным и материальным потребностям и требованиям человека, а также это – путеводитель указывающий на пути разрешения личностных, общественных и глобальных проблем. Это книга, ведущая к вершинам духовного совершенства искренне последовавших ему просветленных душ.

Коран – это книга, ниспосланная всему человечеству как милость, которая ведет к достижению счастья как в мире бренном, так и в мире вечном, как руководство мирской жизни, чтобы упорядочить жизнь. Коран дает ответы на вопросы которые не постяжимы разуму человека, такие как жизнь после смерти, конец света и т.п.

Коран открывает пути познания Всевышнего (конечно же, сообразно нашим ограниченным возможностям), совершения поклонений наилучшим образом, решения проблем отдельной личности, семьи и общества; вести правильный образ жизни.

Коран дает информацию о прошлых цивилизациях и народах. В нем повествуется и о многих научных фактах, где-то явно, а где-то опосредованно. К большому сожалению, Коран, который можно коротко охарактеризовать подобным образом, в результате семидесятилетней политики атеизма был низведен до уровня непонятной книги, которую читают только во время мероприятий связанных с погребением умершего.

Да, наш народ стал довольствоваться только тем, что стал читать Коран – последнее послание Всевышнего всему человечеству, только на поминках, и потерял возможность сполна насытить свои духовные потребности читая, понимая и следуя Корану.

Конечно, наш народ глубоко почитает Коран. Его заворачивают в специальный чехол, чтобы предохранить от пыли и хранят почетном месте. Порой в тяжелые минуты достают Коран, произнося «бисмиллах», целуют его, прикладывают ко лбу, и заботливо кладут обратно на место. Однако Коран был ниспослан не для того, чтобы его хранили в чехле и только время от времени снимали, чтобы поцеловать или приложить ко лбу, и чтобы его время от времени читали покойным, посвящали вознаграждение за чтение умершим.

Воистину, это большая трагедия – не знать внутреннего содержания Книги Аллаха, его заповедей, его смысла и духа; не соблюдать воли Всевышнего, Его  канонов и запретов, а лишь довольствоваться почитанием «внешней оболочки», только бумаги Книги Аллаха. Иногда являясь свидетелем этого, невольно приходишь к мысли о том, не об этом ли непростом времени говорится в хадисе Последнего Пророка (с.а.в.), который имеет очень глубокий смысл: «Моя умма застанет такое время, когда мусульмане будут в одной долине, а Коран будет в другой».

Естественно, что чтение Священного Корана только по поводу смерти кого-то, на похоронах, не вникая в его глубокую суть, вызывает недовольство у некоторых мусульман. Это приводит даже к тому, что некоторые мусульмане, приводя в качестве своего аргумента слова, что «Коран был ниспослан не мертвым, а живым людям», стали утверждать о недопустимости посвящения покойным воздаяния (саваба) за прочитанный Коран. 

Допустимо или нет посвящать воздаяние (саваба) за прочитанный Коран покойным, доходит ли вознаграждение (саваб) до покойного или нет, являются отдельными темами для обсуждения.

Большинство авторитетных ученых Ахлю Сунны придерживались того мнения, что воздаяния за посвященный покойному Коран доходят до него.

Например, согласно мнению авторитетных ученых ханбалитского, ханафитского мазхабов, а также согласно мнению авторитетных ученых позднего поколения шафиитского и маликитского мазхабов, воздаяния за все выполненные благие дела, вознаграждения за прочитанный и посвященный Коран доходят до покойного.

Абу Ханифа в начальное время придерживался того мнения, что чтение Корана на могиле, и, в общем, на кладбищах является «макрухом», т.е. порицаемым. Но после того, как ознакомился с риваятами, в которых говорилось о том, что сахаба Абдуллах ибн Омар читал первые и последние аяты суры «Бакара» на могилах полностью изменил свое прежнее мнение. Имам ан-Навави  в своей книге «Азкар» оценил этот риваят как «хасан», т.е. «хороший». 

В книге Ибн Кудама «аль-Мугни» передается, что Ахмад ибн Ханбал сказал: «воздаяния за посвященные покойному благие дела доходят до него. По этому поводу есть хадисы. Во всех городах, мусульмане собираются и посвящают воздаяния за прочитанный (со специальным намерением посвященный) Коран усопшим и никто этому не противится. Это является доказательством существования «иджмы» [1] - единодушного мнения авторитетных исламских ученых» [2].

Ибн Таймия и Ибнуль Кайим аль-Джавзия [3] также придерживались того мнения, что воздаяния за специально посвященные с добрым намерением благие дела доходят до покойного и воздаяния за посвященный Коран также [4].

У Ибн Таймии как-то спросили: «Доходит ли до покойного или нет воздаяние (саваб) за прочитанный и посвященный ему хатим Корана и можно ли просить кого-то за плату прочитать Коран с целью посвящения воздаяния усопшему?». Он ответил: «Будет неправильным, если просить кого-то за плату прочитать Коран с целью посвящения воздаяния усопшему. Никто из великих ученых не поддерживал это. Умершему принесет пользу только то чтение Корана, которое было осуществлено только с целью достижения довольства и милости Аллаха. Вознаграждение за прочитанный Коран дойдет до покойного, если дать деньги не как плату за чтение Корана, а как подаяние (садака) от имени покойного. Также, ожидая воздаяния только от Аллаха, можно посвятить саваб за прочитанный Коран покойному. Истину знает только Аллах» [5].

Ибнуль Кайим аль-Джавзия – один из близких учеников Ибн Таймии следующим образом привел доказательства, в пользу того, что вознаграждение за прочитанный и посвященный покойному Коран может дойти до него: «Поклонения делятся на две категории: осуществленные телом и осуществленные имуществом. Пророк (с.а.в.) говоря о том, что воздаяние за подаяние (садака) данное от имени умершего дойдет до него, указал на то, что воздаяния от поклонений, осуществленных имуществом, дойдут до покойных. Также Пророк (с.а.в.) говоря о том, что воздаяние за пост (ораза) который держат от имени умершего дойдет до него, указал на то, что в общем, воздаяния от поклонений, осуществленных телом, дойдут до покойных. Кроме этого Пророк (с.а.в.) сказал, что воздаяние от такого вида поклонения как хадж, осуществляемого как телом, так и имуществом, если совершен от имени  умершего, также доходит до него. В хадисах говорится о том, что воздаяния за все три вида поклонений, осуществленных или телом, или имуществом или же и телом и имуществом одновременно, если они посвящены покойному, то доходят до него» [6].

Ибнуль Кайим аль-Джавзия в своей книге «Рух» сказал: «Самые лучшие деяния, воздаяния от которых лучше всего посвящать покойным, это – садака (от имени умершего), делать ду’а, молить Аллаха о прощении этого человека и хадж. Также можно посвятить саваб за прочитанный Коран покойному, но ожидать воздаяние следует только от Аллаха» [7]. 

Ибнуль Кайим аль-Джавзия также сказал, что при совершении всех этих поклонений должно быть намерение (т.е. ниет) о том, что воздаяние за эти деяния посвящаются такому-то усопшему.

Доказательством того, что воздаяния (савабы) за благие дела и поклонения, совершенные со специальным намерением посвятить воздаяние покойному, и воздаяния за прочитанный и посвященный Коран доходят до покойного являются следующие хадисы:

عن أبي هريرة: أن رجلا قال للنبي صلى الله عليه وسلم: إن أبي مات وترك مالا ولم يوص، فهل يكفر عنه أن أتصدق عنه؟ قال: « نعم «.

Этот хадис передан Абу Хурайрой (р.а.): «Однажды один человек задал вопрос Пророку (с.а.в.): «Мой отец умер. Оставил после себя имущество, но не успел оставить завещание. Если я от его имени дам подаяние (садака), то простятся ли ему грехи? На что Пророк (с.а.в.) ответил «Да» [8].

عن ابن عباس قال: جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال: يا رسول الله إن أمي ماتت وعليها صوم شهر أفأقضيه عنها؟ قال: « لو كان على أمك دين أكنت قاضيه عنها « قال: نعم. قال: « فدين الله أحق أن يقضى».

Этот хадис встречается у Имама Бухари и Имама Муслима. Ибн Аббас передал: «Один человек спросил у Пророка (с.а.в.): «О, Посланник Аллаха, моя мать умерла, у нее остался долг одномесячного поста. Могу ли я за нее держать пост?» Пророк (с.а.в.) сказал ему в ответ: «А мог бы ты оплатить  мирской долг матери перед кем-либо?» Тот ответил: «Конечно». И Пророк сказал: «Возвратить долг матери перед Аллахом еще важнее».

عنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّ امْرَأَةً مِنْ جُهَيْنَةَ جَاءَتْ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ إِنَّ أُمِّي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ فَلَمْ تَحُجَّ حَتَّى مَاتَتْ أَفَأَحُجُّ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ حُجِّي عَنْهَا أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكِ دَيْنٌ أَكُنْتِ قَاضِيَةً اقْضُوا اللَّهَ فَاللَّهُ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ

Этот хадис передан Ибн Аббасом: «Из местности Джухайна пришла женщина и спросила Посланника Аллаха (с.а.в.): «Моя мать при жизни дала обет совершить хадж, но не успела. Можно ли мне за нее совершить хадж?». Пророк (с.а.в.) спросил её: «Ты расплатилась бы за мирские долги матери перед кем либо?». Женщина ответила: «Да. Конечно». Пророк (с.а.в.) сказал ей в ответ: «Тогда верни долг твоей матери перед Аллахом. Так как прежде всего следует возвращать долг перед Аллахом».

Исламские ученые анализируя приведенные выше хадисы, пришли к выводу, что воздаяния за прочитанный и посвященный со специальным намерением Коран доходят до покойного. Так как воздаяния за такие поклонения, как подаяние (садака), данное от имени усопшего, пост или хадж, совершенные от имени умерших, доходят до них. Поэтому и воздаяние за посвященный Коран (чтение Корана также является одним из видов поклонений) доходит до покойного.

Великий муфассир Куртуби, ученый маликитского мазхаба, сказал по этому поводу: «В этой теме самым бесспорным является то,  что воздаяние за данное подаяние (садака) от имени умершего дойдет до него, т.е. принесет ему пользу. Подобно этому, воздаяния за прочитанный и посвященный Коран, ду’а для умершего, прочитанные «истигфары», также принесут пользу покойному. К тому же, садака (подаяние) не ограничивается только деньгами или имуществом».

Более того, нет ни одного хадиса запрешающего посвящать чтение Корана покойным. Наоборот, есть следующий хадис квалифицированный Хакимом, а также Ибн Хиббаном  в качестве «сахих»:

عن معقل بن يسار ، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال  « اقرءوا يس على موتاكم »

Магкал ибн Ясар передал, что Пророк (с.а.в.) велел читать над умершими (для умирающих) суру «Ясин» [9].

Важное замечание. Все ученые признававшие дозволенность посвящения воздаяния за прочитанный Корана покойным единогласны в том, что Коран прочитанный за плату не принесет пользы умершему, т.е. воздаяние за прочитанный за плату Коран не будет принят. Поэтому, лучше всего, если Коран прочитает тот, кто хочет посвятить его (т.е. воздаяние от чтения Корана) покойному, конечно же, если он умеет читать Коран. А если попросит прочитать Коран другого, то не должен давать деньги, как плату за чтение Корана. Но вполне допустимо давать деньги с намерением «подаяния» (садака). Поэтому те люди, которые приходят в мечети с целью посвятить прочитанный там Коран покойному, ни в коем случае не должны давать деньги в качестве платы за чтение Корана, а только с намерением «подаяние» (садака). Будет ли воздаяние за прочитанный Коран принято Аллахом или нет, будет ли от этого облегчение покойному или нет, ведомо только Ему. Мы можем только желать и надеяться, что наши благие дела будут приняты, и также будут приняты наши мольбы сделанные за усопших.

Иногда, можно услышать вопросы подобно этому: «На похоронах или у надгробья или просто при чтении Корана, саваб которого посвящается покойному, читают аяты, суры, содержание которых не имеет отношение ни к смерти, ни к жизни после смерти. В них может повестоваваться о намазе, посте или свадьбе. Какое отношение это имеет к смерти, к умершему, есть ли польза от такого чтения?».

Конечно, было бы прекрасно, если аяты, прочитанные в таких случаях, имели бы отношение к смерти, к жизни после смерти. Однако это необязательно. Так как мы читаем Коран не для того, чтобы усопший его услышал и понял его содержание.

Во многих хадисах говорится о том, что Всевышний дарует воздаяние (саваб) за любой искренне прочитанный аят, любую суру Корана. Пророк (с.а.в.) сказал: «Если кто-либо прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха (Корана), то ему за это запишется одно благое деяние (хасана), а за благое деяние воздаётся десятикратно. Я не говорю, что «Алиф», «Лям», «Мим»  — это одна буква. «Алиф» — одна буква, «Лям» — также сама одна буква и «Мим»  — одна буква (для каждой буквы воздаяния будут записываться отдельно) [10].

Чтение Корана является одним из видов поклонений, совершаемым каждым лично, подобно намазу, посту. Мы просим только о том, чтобы Всеышний, по милости Своей, записал воздаяния за прочитанный нами Коран в книгу деяний усопшего.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть,  что в действительно Коран – это книга ниспосланная, в первую очередь, живым, а не мертвым. Необходимо жить так, чтобы истины Корана озаряли нашу жизнь, служили нашей путеводной звездой, были программой нашей жизни. Поэтому будет неразумным думать, что воздаяния за посвященный нами Коран дойдут до покойного, если мы будем жить не внимая заповедям Корана, проводить свою жизнь в грехах, время от времени давая денежки за чтение Корана, посвящать его своим усопшим близким или родственникам.

К тому же обычай организовывать специальный поминальный дастархан (құдайы тамақ) следует толковать в качестве проявления намерения собрать людей, чтобы они послушали проповедь и духовные наставления. А практику посещения мечети, чтобы посвятить Коран покойным, следует толковать в качестве намерения самим послушать проповедь и духовные наставления имамов, которые так нужны в наше время.

Вместо того, чтобы ввергать в смятение простой народ безосновательными утверждениями, что якобы недопустимо посвящать воздаяния за прочитанный Коран покойному, лучше использовать такие мероприятия в качестве доступной и удобной  возможности дать благие назидания людям, наставить их на благой путь проповедями и наставлениями. Тем более, что сердца людей в случаях, связанных со смертью их близких, родственников, друзей или знакомых, смягчаются и становятся восприимчивыми к назиданиям и наставлениям. После чтения Корана покойным, было бы прекрасно дать пришедшим людям назидания, два-три совета относительно поднятия уровня духовности и если есть возможность, подарить книги о  Исламе. Разве не будет большой благостью, богоугодным деянием, дающим большой саваб, если во время поминальных дастарханов помимо чтения Корана будут говориться назидания, проводиться короткие, но содержательные проповеди?!


[1] Иджма является третьим среди доказательств шариата в Исламе: 1. Священный Коран, 2. Сунна, 3. Иджма, 4. Кыйяс
[2] Сайид Сабик, Фикхус-сунна, Бейрут, 1971, том 1, стр.570.
[3] Ибнуль-Кайим аль Джавзийе– один из близких учеников Ибн Таймии.
[4] Атия Сакр, Фатааваль азхар, май 1997.
[5]  Ибн Таймия, «Мажмуъатул-фатаауа», Изд. «Мактабатуль Абикан», Рияд, 1998 том 24.
[6] Сайид Сабик, Фикхус-сунна, Бейрут, 1971, том 1, стр.570
[7] Ибнуль Кайим аль-Джавзия, ар-Рух, Изд. «Аль Мухтар», Каир, 2006, стр.202
[8] Сахих Муслим, Муснад Ахмад
[9] Абу Давуд, 8 том, стр.385; Муснад Ахмад, Ас-сунануль-Кубра лин-Насайи; Аль-мугджамуль-Кубра лит-Табарани, Шугабуль-иман лиль-Байхаки, 5 том, стр.469. Сахих ибн Хиббан, 12 том, стр.496. Хотя Даракутни и Ибну Каттан охарактеризовали этот хадис как «слабый», Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его «сахих». Ибн Хиббан толковал слово «умершими» как «умирающих» («людей при смерти»). Мухиббат-Табари в ответ этому толкованию Ибн Хиббана сказал, что слово «умерших» употреблено с довольно ясным смыслом, поэтому чтобы это слово толковать иначе нужны сильные доказательства.
[10] Сунанут-Тирмизи, Изд. «Даруль-Ихиятурасиль-араби», 5 том, стр. 175

1 комментарий
  • Антириба
    первая часть
    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
    На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.

    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредиторов.

    вторая часть
    Как нищий может править олигархами
    Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
    1. Десять КАМАЗов самосвалов.
    2.Десять КАМАЗов нефтевозов
    3.Десять КАМАЗов бензовозов
    4.Десять КАМАЗов водовозов
    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
    6.Десять КАМАЗов автокранов
    7.Десять экскаваторов
    8.Десять автопогрузчиков
    9.Десять автогрейдеров
    10.Десять пассажирских автобусов
    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
    - Но как же я их найму? – спросите вы.
    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.
    Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru
    1 год назад