Как расценивается в Исламе обычай оказывать почесть зашедшему, вставая со своих мест?
Как расценивается в Исламе обычай оказывать почесть зашедшему, вставая со своих мест?
2 года назад 2298
Кайрат Жолдыбайулы

Как мы должны понимать хадис Пророка (с.а.в): «Кто любит, чтобы люди вставали перед ним, пусть займет свое место в Аду». Как расценивается в Исламе обычай оказывать почесть зашедшему, вставая со своих мест? Правильно ли поступают ученики в школах, когда они при входе учителя в класс, в знак уважения встают со своих мест?

 

Процитированный выше хадис приводится в своде хадисов Имама Тирмизи и своде хадисов «Мугжамут-Табарани»:

 عَنْ أَبِي مِجْلَزٍ قَال خَرَجَ مُعَاوِيَةُ فَقَامَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ وَابْنُ صَفْوَانَ حِينَ رَأَوْهُ فَقَالَ اجْلِسَا سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَتَمَثَّلَ لَهُ الرِّجَالُ قِيَامًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ

Хадис был передан от Абу Мижлаза: «Однажды Абдуллах ибн Зубайр и Ибн Сафуан встали с места, чтобы поздороваться с Му’авия. Му’авия сказал им: «Сядьте! Я слышал, что Пророк (с.а.в.) говорил: «Кто любит, чтобы люди вставали перед ним, пусть займет свое место в Аду» [1].

Если мы будем анализировать каждое слово в данном хадисе, то увидим, что в хадисе не говорится о недопустимости приветствовать людей, вставая со своих мест. Но говорится о том, что высокомерные, чванливые люди, которые желают, чтобы все приветствовали их, вставая со своих мест, будут достойны ада. То есть, как видно из контекста хадиса (кто любит, чтобы люди вставали…), человек попадает в ад не по причине того, что его приветствуют стоя, а из-за его чванливости и высокомерия (т.е. расположения души, намерения в сердце) по отношению к другим. Приветствование стоя, само по себе конечно же не является греховным деянием ведущим человека в ад.

Воистину, считать остальных ниже себя, проявлять высокомерие и гордыню – является болезнью души человека. Во многих хадисах Посланника Аллаха (с.а.в.) открыто говорится о том, что эта болезнь ведет человека к аду. Например, Пророк (с.а.в.) говоря: «Тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай» [2], - строго предупреждал о пагубности тщеславия и высокомерия.

Имам ан-Навави, в своей книге «аль-Азкар», относительно темы приветствования вошедшего стоя, говорит следующее: «Наше мнение относительно этой темы: вставать в знак уважения перед учеными, праведными людьми или же уважаемыми людьми – является «мустахабом». Но не допустимо вставать ради показухи и с целью возвеличивания кого- либо. Как предыдущие (саляфы), так и последующие  (халяфы) поколения придерживались этого принципа» [3].

Да, вставать со своего места в знак уважения вошедшему – «мустахаб».

Согласно казахским традициям, с вошедшим, особенно если это люди старше по возрасту или являются уважаемыми и праведными людьми, здороваются вставая со своего места. Более того, встречать гостя, не утрудившись встать с места, может быть растолковано как неуважение и пренебрежение к этому человеку.

В таких религиозных вопросах, где нет явного запрета, необходимо учитывать традиции и обычаи местного народа. В связи с этим имам ан-Навави сказал следующее: «У арабов нет обычая приветствовать вошедшего человека, вставая со своего места. Как сообщает сахаба Анас (р.а.), порой сахабы не вставали с места, даже когда заходил Пророк (с.а.в.). Но так как не существует явного запрета, то в тех странах, где есть обычай приветствовать вошедшего человека вставая со своего места, это допустимо. Цель таких действий - оказать почет, уважение или проявить вежливость» [4].

Есть хадисы, в которых говорится, что сам Пророк (с.а.в) приветствовал некоторых людей вставая со своего места и побуждал других поступать также. Например:

1. В своде хадисов Абу Дауда и в других сводах хадисов приводится хадис от матери правоверных Айшы (р.а.):

 عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا أَنَّهَا قَالَتْ مَا رَأَيْتُ أَحَدًا كَانَ أَشْبَهَ سَمْتًا وَهَدْيًا وَدَلًّا وَقَالَ الْحَسَنُ حَدِيثًا وَكَلَامًا وَلَمْ يَذْكُرْ الْحَسَنُ السَّمْتَ وَالْهَدْيَ وَالدَّلَّ بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ فَاطِمَةَ كَرَّمَ اللَّهُ وَجْهَهَا كَانَتْ إِذَا دَخَلَتْ عَلَيْهِ قَامَ إِلَيْهَا فَأَخَذَ بِيَدِهَا وَقَبَّلَهَا وَأَجْلَسَهَا فِي مَجْلِسِهِ وَكَانَ إِذَا دَخَلَ عَلَيْهَا قَامَتْ إِلَيْهِ فَأَخَذَتْ بِيَدِهِ فَقَبَّلَتْهُ وَأَجْلَسَتْهُ فِي مَجْلِسِهَا

«Я не видела никого, кто был бы так сильно похож своим благим характером, поведением и внешностью на Посланника Аллаха, чем его дочь Фатима. Когда Фатима заходила в дом Пророка (с.а.в.), он  вставал с места, брал её за руку, целовал её (в лоб). Потом усаживал её на свое место.  А когда Пророк (с.а.в.) приходил в дом Фатимы, то она вставала с места, брала его за руку и целовала его руку. Потом усаживала на свое место» [5]. 

2. В одном хадисе передается, что Посланник Аллаха (с.а.в), указав на едущего верхом Саада ибн Муаза, сказал сахабам: «Вставайте перед вашим господином» [6]. Имам ан-Навави и некоторые другие ученые эти слова Пророка (с.а.в.) приводят в качестве доказательства того, что вставать перед кем-то из-за уважения или вежливости является «мустахабом».

Некоторые ученые утверждают, что Пророк (с.а.в.) сказал это для того, чтобы сахабы помогли раненому сахабу спешиться. Однако, как сообщают потомки ансаров, например потомки  Абдуль-Ашхаля, сахабы стояли разделившись на два ряда и каждый из них приветствовал Саад ибн Муаза [7]. Нет никаких других риваятов относительно того, чтобы Посланник Аллаха (с.а.в) называл еще кого-нибудь из сахабов, кроме Саад ибн Муаза, господином. Не сложно понять, что Пророк (с.а.в) употребил слово «ваш господин» по отношению к Сааду ибн Муазу из-за уважения и следовательно, приказал сахабам встать перед ним также из-за уважения.

3. В сводах хадисов Имама аль-Бухари и Имама Муслима приводится хадис про сахаба Кааб ибн Малика, с которым в наказание за совершенную им ошибку другим сахабам было запрещено общаться. Кааб очень тяжело переживал и более чем пятьдесять дней каялся днем и ночью. Впоследствии Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором сообщалось, что принял его мольбы и покаяния. Сахаба по имени Талха, увидев прибежавшего в мечеть радостного Кааб ибн Малика, встал с места и поздравил его, пожав ему руки [8]. Ученые, в доказательство допустимости вставания с места с целью поздравления, приводят этот хадис. Если поздравление или приветствие таким образом было бы запретным, то Посланник Аллаха (с.а.в.) сделал бы замечание Талхе.

В заключение напомним, что Пророк (с.а.в.) говорил: «Тот кто не милосерден к младшим и не оказывает уважение старшим, тот не из нас». Как видно из этого хадиса, мусульмане должны оказывать уважение старшим. Таким образом, показывать свое уважение вошедшему, вставая с места, особенно если он старший по возрасту, уважаемый, или набожный или ученый, является «мустахабом». Но вошедший, в свою очередь, не должен ожидать от других, чтобы его приветствовали стоя. Более того, он должен искренне просить, чтобы люди не утруждали себя, вставая для его приветствия.

В одном слабом хадисе сообщается, что Пророк (с.а.в.) повелел сахабам, которые намеревались в знак уважения встать со своих мест: «Не вставайте с мест, как это делают другие народы, возвеличивая друг друга» [9].  Посланник Аллаха (с.а.в.) не любил, чтобы сахабы вставали перед ним, поэтому сахабы, чтобы не противоречить сказанному Пророком (с.а.в), не вставали перед ним [10]. Это было показателем его благого нрава, скромности.

Вошедший не должен желать, чтобы его приветствовали стоя. Требовать этого или радоваться этому, как сказано в хадисе, является проявлением высокомерия. А это «харам», т.е. является запретным.

Приветствовать стоя старших по возрасту, уважаемых или набожных или ученых людей, выказывая тем самым свое уважение к ним, является «мустахабом».

Одним словом, каждый человек должен поступать так, как ему подобает в той или иной ситуации.
 

[1] Тирмизи,
[2] Ал-имам Мухиддин Абу Закария Иахия ибн Шараф ан-Науауий, Шарх Сахихи Муслим, 1,2-том, 275-стр. Изд. Дарул-марифа», Бейрут, 2007 г.
[3] Абут-Таййб Мухаммед Шамсул-Хаккил-Азим ал-Абаадий, Аъунул-Маъбууд Шарху сунани Аби Дауит, 14-том, 99-стр. Изд. «Дарул-фикр», Бейрут.
[4] Имам Абу Хамид Мухаммед ал-Газали, Ихиаауд-дин, 2-том, 305-стр, 268-стр. Изд. «Дарул-маърифа», Бейрут.
[5] Абу Дауид, хадис номер-5217, 4-том, 355-стр. Изд. «Дарул-фикр». Смотрите дополниетьно: Ал-мустадрак ъалас-сахихаин лил-Хаким, ас-Сунанул-Кубра лил-Байхаки. Хадис по мнению ученных считается «сахих».
[6] Сахихул-Бухари, 3-том, 1107-стр. Изд. «Дару ибни Касир», Бейрут, 1987 г.
[7] Маазил-Уакиди, 1-том, 512-стр. Смотрительно дополнительно: Субулул-худа уар-рашад, 5-том, 254-стр.
[8] Сахихул-Бухари, 4-том, 1607-стр. Изд. «Дару ибни Касир», Бейрут, 1987 г.
[9] Сунану Аби Дауд. 4-том, 358-стр. Изд. «Дарул-фикр».
[10] Мухаммед ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-тирмиз, 5-том, 90-стр.  Изд. «Дарул-ихиаайт-турасил-араби», Бейрут.

1 комментарий
  • Антириба
    первая часть
    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
    На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.

    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредиторов.

    вторая часть
    Как нищий может править олигархами
    Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
    1. Десять КАМАЗов самосвалов.
    2.Десять КАМАЗов нефтевозов
    3.Десять КАМАЗов бензовозов
    4.Десять КАМАЗов водовозов
    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
    6.Десять КАМАЗов автокранов
    7.Десять экскаваторов
    8.Десять автопогрузчиков
    9.Десять автогрейдеров
    10.Десять пассажирских автобусов
    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
    - Но как же я их найму? – спросите вы.
    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.
    Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru
    Вчера Ответить
    1 год назад